Студенту

Страничка психолога

Заметки психолога о жизни в общаге

Я рад снова с вами встретиться, дорогие мои читатели, не буду этого скрывать. Быстро пролетели беспечные летние деньки, и вот наступила не только осень, но вместе с ней пришли и трудовые будни, учебная пора и наша общага вновь ожила, принимая в свои объятия новых жильцов. «Ах, общага, общага…» - как много в этом слове для сердца нашего слилось.., как много в нем отозвалось… Кто скажет, что это не значительная часть жизни студента?! И мне хотелось, чтобы для всех студентов наша «альма-матер», и особенно для первокурсников, как можно быстрее стала родной, «вторым домом»! А от того, какой будет «погода» в вашем новом доме, зависит все: и учеба, и душевное благополучие, и ваше саморазвитие.

Сегодня мои заметки больше всего адресованы первокурсникам. Пообщайтесь со старшекурсниками и они смогут припомнить и рассказать вам самые разные курьезные и забавные истории из своей жизни в общаге. Они, несомненно, помнят, как происходило первое знакомство с ней.

Все было непривычное, незнакомое, чужое: и незнакомые люди, и распорядок: это можно, а это - нет. Надо понимать, что это стресс адаптации к новому образу жизни, новому, большому городу, новым требованиям, и нормам вуза. Одновременно в этот период каждому ещё и приходится расставаться с родными и друзьями. Надо понимать, что процесс адаптации проходят абсолютно все, просто у одних он проходит быстро, а у других медленно и мучительно. Сложность адаптации при переходе от школы к вузу заключается не только в смене привычного социального окружения, но и в необходимости принятия самостоятельных решений, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих равнозначно нахождению смысла жизни.

Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Необходимо отметить, что адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям сегодня, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности в будущем.

Поэтому, дорогие друзья, ознакомьтесь, пожалуйста, с прогнозом погоды для вашего дома – общежития, с условиями адаптации.

  • Хорошая «погода» будет тогда, когда вы как можно быстрее найдете себе друга, друзей или для начала хороших знакомых в общаге. Чем быстрее вы познакомитесь со своей учебной группой не формально, по именам, а «вольетесь» в новый коллектив, тем комфортнее будет вам и в общаге. Как правило, комнаты в общежитии комплектуют без учета психологической совместимости жильцов. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения, даже тогда, когда этого не хочется. Не зря говорят: общение - это одно, а жизнь под одной крышей - совершенно другое. Учитывайте это! Все мы такие разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, каждый по-своему готовит, убирает и все остальное.
  • Не забывайте поддерживать связь со своей «малой родиной», родными и друзьями. Помните, что и на расстоянии можно с успехом поддержать друг друга. Часто случается, что вынужденная разлука и расстояние между вами и родителями вдруг улучшает сами эти отношения. Пройди правильно «испытание свободой». Уехав от родителей, вы получаете полную свободу, практически безграничную, можно делать что угодно: иди, куда хочешь, гулять, где и с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет. Но ведь свобода - это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе позаботиться, самодисциплина. Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Самому выстраивать отношения с новыми людьми. Все мы такие разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, каждый по-своему готовит, убирает и все остальное.

А вот признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, сверхактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.

Если читая эту статью, вы можете уверенно сказать: «Я уже с этим справился, для меня это уже не проблема», - значит вы успешно адаптировались к жизни в общаге и к учебному процессу. А может вы видите рядом студента, который еще не совсем привык к новым условиям? Помогите ему!

Друзья, рядом с вами всегда есть воспитатели в общежитии, кураторы учебной группы, неравнодушные преподаватели и однокурсники, соседи по общаге, обращайтесь к ним, если почувствуете, что собственных сил не хватает, чтобы стать «равным среди равных», или обращайтесь лично ко мне. Я всегда готов помочь вам разобраться, как наладить «погоду в доме»!

Copyright © 1998-2017
РЦИ ПНИПУ, ПРЕСС-СЛУЖБА ПНИПУ
+7 (342) 2-198-119, newschannel@pstu.ru
Приемная комиссия ПНИПУ +7 (342) 2-198-065, enter@pstu.ru

youtube vkontakte twitter facebook rss instagram