В ПНИПУ подвели итоги образовательной программы «Сириус.Лето»


 

20.05.25

13 мая в Пермском Политехе состоялся финал пятого сезона всероссийской образовательной инициативы «Сириус.Лето: начни свой проект». Программа направлена на вовлечение школьников в инженерно-технологическую сферу через проектную деятельность. В этом году региональный конкурс привлек рекордное количество участников: более 200 школьников работали над 50 проектами под руководством свыше 80 наставников. Напомним, что ПНИПУ является первым партнером «Сириус.Лета» в Пермском крае.

В рамках инициативы представители предприятий и вузовских кафедр предлагают школьникам практические задачи, студенты выступают в роли кураторов, а сами участники получают ценный опыт работы в команде, учатся искать информацию и достигать поставленных целей. Кроме того, проектная деятельность помогает старшеклассникам сориентироваться в выборе будущей профессии.

Так, на конкурсе были представлены следующие работы:

  • «General Bionic».

Команда: Виолетта Калинина (гимназия №4), Ангелина Казнина, Ярослава Поспелова, Василий Мерк и Роман Смирнов (Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера). Наставник: Антон Козлов, студент АКФ.

  • «SmartFarm: модульные гидро- и аэропонные системы».

Команда: Георгий Новоселов (Политехническая школа ПНИПУ), Екатерина Новоселова (школа №5) Дмитрий Керженцев и Александр Оборин (лицей №4). Наставник: Никита Курапов, студент ХТФ.

  • «Активный состав на основе АСПО для ветеринарии и медицины».

Команда: Татьяна Наумова (лицей №2), Мария Мокроусова (химико-технологическая школа «СинТез»), Анисья Никифорова и Елизавета Таракарова (гимназия №5). Наставники: Дарья Дегтерева и Алина Занина, студентки ХТФ.

  • «Анализ стабильности биоПАВ в различных условиях».

Команда: Анастасия Винокурова и Евдокия Михеева (лицей №4). Наставник: Елена Капустина, студентка ХТФ.

  • «Анонимизация персональных данных в неструктурированном тексте».

Команда: Мария Звягина (гимназия №17) и Матвей Бурмасов (школа №10). Наставник: Виктория Расковалова, студентка ХТФ.

  • «Антиобледенение пластиковой конструкции градирни цеха аммиака».

Команда: Кирилл Казаков, Дмитрий Кадочников, Ярослав Матвийчук, Данил Хозиев (школа №14 (Новый образовательный центр). Наставник: Артем Юксеев, студент ХТФ.

  • «Благоустройство сквера имени Юрия Калачникова в городе Перми».

Команда: Кристина Смольникова (лицей №2), Дарья Ястребова (Инженерная школа), Ангелина Кетова (школа №7). Наставник: Наталья Сергеева, студентка СФ.

  • «Виртуальная библиотека технологического оборудования для VR-тренажеров и приложений».

Команда: Александр Ныробцев (школа «Петролеум+»), Илья Школьник, Артем Богданов и Кирилл Богданов (гимназия №17). Наставники: Михаил Вершинин и Данил Коваль, студенты ХТФ.

  • «Виртуальная химическая лаборатория». 

Команда: Кирилл Швецов, Андрей Шарыгин, Денис Шарыгин, Дарья Зевахина, Денис Стасюк, Сергей Ситников и Майя Махлес (Политехническая школа ПНИПУ). Наставник: Владислав Нурисламов и Илья Осипов, студенты ФПММ.

  • «Вовлечение отходов полипропилена в переработку в процессе каталитического крекинга».

Команда: Мария Митюшкина (школа №24), Анна Пермякова (гимназия №5), Евдокия Мешалкина, Ярослав Уланов, Анна Брант и Софья Мансурова (Политехническая школа ПНИПУ). Наставники: Никита Глухов и Камил Нигматзянов, студенты ХТФ.

  • «Вовлечение отходов полиэтилена в переработку в процессе каталитического крекинга».

Команда: Яна Останина (гимназия №3), Диана Тихонович (гимназия №5), Екатерина Хомякова (школа «Петролеум+»), Екатерина Князева и Арина Никулина (лицей №4). Наставник: Антон Петухов и Татьяна Прокопенко, студенты ХТФ.

  • «Изучение свойств микроорганизмов для возможности применения их в качестве стимуляторов роста растений»

Команда: Арина Пермякова (школа №96), Елизавета Цирюльникова, Дарья Вяткина и Виктория Красноперова (Политехническая школа ПНИПУ). Наставник: Любовь Меньшикова и Дарья Нестерова, студентки ХТФ.

  • «Интенсификация биологической очистки сточных вод».

Команда: Марлен Мальцева (Школа бизнеса и предпринимательства), Полина Белик (школа дизайна «Точка»), Злата Пермякова, Виктория Зернова (Юго-Камская средняя школа), Ольга Зубова (лицей №2), Ксения Глазырина, Виктория Позверг и Алена Варлашова (школа №93). Наставники: Полина Мугатарова, Полина Чудинова и Екатерина Яркова, студентки ХТФ.

  • «Исследование возможности получения активированных углей на основе растительного сырья».

Команда: Ангелина Ведерникова и Дарья Фокина (школа Петролеум+»). Наставник: Александра Симонова, студентка ХТФ.

— Присоединение к программе «Сириус.Лето» позволило не только поделиться своим опытом, но и получить новые знания. К тому же, проектная задача показалась мне очень интересной! Мы исследовали возможность создания активированных углей из растительного сырья, включая сорняки. Этот сорбент применяется для очистки воды, воздуха, а также в производстве респираторных масок. Использование дешевого сырья может значительно снизить себестоимость конечного продукта и сделать его более доступным, — рассказала студентка 3 курса факультета химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий ПНИПУ Александра Симонова.

— Я приняла участие в программе «Сириус.Лето» по предложению наставников, чтобы выполнить индивидуальный проект. Работа над интересной темой с добрыми и веселыми кураторами мне очень понравилась. Считаю, что такие мероприятия помогают в выборе профессии, давая возможность попробовать себя в разных областях и самостоятельно создавать проекты, — поделилась ученица 10 класса школы «Петролеум+» Дарья Фокина.

  • «Лекарственное средство из нефти».

Команда: Диана Бизяева (химико-технологическая школа «СинТез»), Надежда Грабчилева, Елизавета Ананьева, Александра Старцева и Екатерина Вахрушева (Политехническая школа ПНИПУ). Наставники: Павел Хохряков и Алина Юлаева, студенты ХТФ.

  • «Микробиологический контроль воздуха».

Команда: Алена Журавлева (школа №5), Ксения Крупина (школа «Петролеум+»), Светлана Иванова (гимназия №17), Виктория Крылова, Виктория Мехоношина (лицей №4), Иван Котельников и Полина Баженова (школа №44). Наставники: Иван Абрамов, Максим Мальцев и Даниль Хадеев, студенты ХТФ.

  • «Многостадийный синтез новых биологически активных соединений на основе пиррол-2,3-дионового ряда».

Команда: Добрыня Останин (школа «Город дорог»), Лев Курнев (школа №12), Яна Добрынина (химико-технологическая школа «СинТез») и Стас Батин (школа №6). Наставники: Елизавета Скрипченко и Ника Шаврина, студентки ХТФ.

  • «Обучение нейросети для идентификации разных видов микропластиков».

Команда: Яна Христофорова (школа №7), Артем Якубов (школа №82), Мария Балетинских (гимназия №17), Ярослав Пономарев (школа «Петролеум+»), Лев Ширинкин (многопрофильная школа «Приоритет»), Анна Хлыбова (школа №9 имени А.С. Пушкина), Роман Вахитов, Макар Четверухин (школа №132), Полина Симаш (Екатерининская средняя школа, Сивинский муниципальный округ), Вероника Бирюкова (школа №4, г. Новокузнецк), Ксения Гулова (гимназия №17, г. Волгоград), Диана Серова (Академическая гимназия имени П.П. Максимовича ТвГУ) и Эвелина Фасахутдинова (Наро-Фоминская средняя школа №4). Наставники: Александр Забалуев, студент ЭТФ, Кирилл Аристов, Вадим Коняев и Александра Сергеева, студенты ХТФ.

  • «Определение оптимальных условий жизнедеятельности дрожжей».

Команда: Елизавета Беклемышева (гимназия №17), Наиль Хамизуллин (лицей №4), Алексей Шипанов и Виктория Мехоношина (химико-технологическая школа «СинТез»). Наставники: Мария Марасанова и Елизавета Филиппова, студентки ХТФ.

  • «Получение био-органоминерального удобрения пролонгированного действия». 

Команда: Илья БелянинНаталья БегашоваКарина Мансурова и Мария Малкова (Политехническая школа ПНИПУ). Наставники: Елена Шергина и Юлия Павлова, студентки ХТФ.

  • «Получение биосорбентов на основе морских водорослей для очистки питьевой воды от тяжёлых металлов».

Команда: Дарья Фаттахова и Мария Спирина (лицей №4). Наставник: Екатерина Сбитнева, студентка ХТФ.

  • «Приложение для создания картин по номерам».

Команда: Никита Марков (школа №42), Анна Малкова (школа №24), Вадим Аптуков (IT-школа с углубленным изучением информатики) и Мария Кузвачева (Гимназия имени Алексея Кирьянова, г. Чайковский). Наставники: Кирилл Балберин и Анастасия Кобелева, студенты ХТФ.

  • «Программно-аппаратный комплекс для распознавания эмоций по выражению лица человека». 

Команда: Арсений Бардин (лицей №1), Тимофей Шаврин (школа №65), Виктория Хохлова (школа №82) и Тимур Радостев (школа «Город дорог»). Наставники: Артем Бардин и Арсений Некрасов, студенты ХТФ.

  • «Разработка 3D навигационного датчика». 

Команда: Александр Рычков (школа №47), Александр Лубянский (школа №93). Наставник: Антон Лубянский, студент ЭТФ.

  • «Разработка телеграм-бота для изучения ПДД». 

Команда: Анастасия Кривошапова (гимназия №4), Егор Иващенко (гимназия №31), Софья Галкина (школа «Траектория»), Дмитрий ВагановАртем АндреевДарья ЗуеваНикита Сунцев и Павел Лысов (школа «Петролеум+»). Наставники: Дарья МаркинаВладимир Носов и Михаил Шутов, студенты ХТФ.

  • «Разработка и создание игрового приложения с наградами в виде нативных монет». 

Команда: Данил Фролов (школа «Петролеум+»), Никита Ашихмин (Култаевская средняя школа), Софья КлимовскихСабина Мустафаева (лицей №4), Макар НаводничийНикита МиночкинГордей Малых (гимназия №4), Дмитрий БельтюковАртем КостаревАндрей ДидыкЕгор Попов и Данил Бабкин (Политехническая школа ПНИПУ). Наставники: Матвей АнтипинСемен Арзамасов и Станислав Варварин, студенты ХТФ.

  • «Разработка картона со специальными свойствами». 

Команда: Владислав Веснин (школа №30), Виктория Якушева (школа «Мастерград»), Егор Митраков (гимназия №2) и Игорь Ожигов (школа №93). Наставник: Екатерина Костарева, студентка АКФ.

  • «Разработка новых соединений на основе моноциклических 1Н-пиррол-2,3-дионов и их производных». 

Команда: Владислава Пухирева (гимназия №1), Никита Кужильный (гимназия №2, г. Соликамск), Дарья Чебарева и Дарья Высокова (Политехническая школа ПНИПУ). Наставники: Михаил Галянин и Сергей Трубин, студенты ХТФ.

  • «Разработка приложения «Дневник здорового питания». 

Команда: Николай Малков (школа №24), Геральд Зиннер (гимназия №17), Виктория Зуб (лицей №8), Галина Еговцева и Анфиса Пермякова (лицей №4). Наставники: Глеб Курочкин и Никита Сбоев, студенты ХТФ.

  • «Разработка приложения «Конвертер чисел». 

Команда: Булат Дурдыев (Юго-Камская средняя школа) и Матвей Чакилев (Верещагинский образовательный комплекс). Наставник: Михаил Вяткин, студент ХТФ.

  • «Разработка программного обеспечения для оптимизации траектории движения инструмента производственных систем с ЧПУ».

Команда: Диодор ВьюжанинСемен СпешиловЕлисей Дрожилов и Николай Суслов (Политехническая школа ПНИПУ). Наставники: Данил Арсенов и Амина Хасанова, студенты ФПММ.

  • «Разработка прототипа пульта для управления аддитивными установками».

Команда: Софья ТрапезниковаКсения КоротковаМилана Абашева и Прохор Семенин (Политехническая школа ПНИПУ). Наставник: Регина Ассанова, студентка ХТФ.

  • «Разработка системы контроля 3D-печати металлами на основе лазерного датчика». 

Команда: Михаил КурзеневЮрий Лепков и Тимофей Пирогов (Политехническая школа ПНИПУ). Наставник: Сергей Суслов, студент ЭТФ.

  • «Разработка системы обнаружения аномалий в процессе трехмерной печати металлами на основе данных сварочного источника с использованием нейронных сетей». 

Команда: Полина Главатских и Юнона Константинова (Политехническая школа ПНИПУ). Наставник: Данил Кислицин, студент ФПММ.

  • «Разработка технологии получения йогуртов на основе растительного сырья».

Команда: Егор ЛукояновМарк Шулятьев (гимназия №5), Любовь Меновщикова и София Петухова (лицей №4). Наставники: Людмила Калинина и Анна Симонова, студентки ХТФ.

  • «Разработка универсальной методики выбора цветовых решений зданий, учитывающей психоэмоциональное состояние жителей».

Команда: Яна Михайлова (Куединская школа № 1 им. П.П. Балахнина), Доминика Нурулина и Мария Виноградова (Политехническая школа ПНИПУ). Наставник: Мария Радостева, студентка СФ.

  • «Разработка этапов синтеза и исследование свойств эфиров жирных кислот как экологичных смазочных материалов».

Команда: Амир Гильмутдинов (школа №63), Екатерина Скачкова (Лобановская средняя школа), Наталья Калинина (школа №77), Анна ШиряеваИрина ТерлецкаяАрина Пешина и Софья Гилева (Политехническая школа ПНИПУ). Наставники: Валентина АбрамоваУльяна Казакова и Анастасия Петухова, студентки ХТФ.

  • «Реализация алгоритма самодиагностики и динамического изменения разрядности для аналого-цифрового преобразователя на основе нейронной сети».

Команда: Вероника УткинаЕва Шеина (школа «Петролеум+»), Анна ГуляеваМария МасловаПлатон Шевцов и Софья Чеповецкая (школа №76). Наставники: Павел ПлотниковЮрий Безукладников и Ярослав Шеин, студенты ЭТФ.

  • «Роботизированное устройство для контроля выполнения упражнения ФСК ГТО «сгибание-разгибание рук в упоре лежа».

Команда: Даниль МуракаевВадим Ладейщиков и Арсений Лаюк (школа №81). Наставник: Марат Биктагиров, студент МТФ.

  • «Синтез новых антиоксидантов и исследование механизма их действия».

Команда: Кристина Гарипова (гимназия №3), Андроник Меркурьев (Политехническая школа ПНИПУ), Егор Безгодов (школа «Петролеум+») и Анна Титова (школа №14» (НОЦ). Наставник: Анастасия Климова, студентка ХТФ.

  • «Синтез новых биологически активных 4-хинолонов».

Команда: Георгий ИваницаВадим Владе (школа «Петролеум+»), Екатерина ШубенцеваАнна СухановаВалерия ВершининаДарья Обухова (Техно-школа им. В.П. Савиных). Наставник: Валерия Зубкова, студентка ХТФ.

  • «Снижение выбросов дурнопахнущих веществ, выделяющихся в процессе транспортировки и очистки сточных вод».

Команда: Яна Ильюшина (гимназия №3), Григорий Ремизов, Альбина Добренко (школа №64), Дарья Карташова и Елизавета Исаева (гимназия №17). Наставники: Анна Плохая и Анна Трефилова, студентки ХТФ.

  • «Создание базы данных строительных свойств грунтов».

Команда: Дарья Яговкина и Валерий Дунявин (школа №11, п. Оверята). Наставник: Дария Скворцова, студентка СФ.

  • «Создание и доработка стенда станции розлива».

Команда: Анастасия ЕрмаковаАнтон ХабиевДарья Скороходова и Савелий Якимов (лицей №4). Наставники: Ярослав Лазуков и Алексей Лаюкс, студенты ХТФ.

  • «Создание мини проектов для проведения профориентационных работ на тему автоматизации».

Команда: Дарья Бакова (средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.Н. Татищева), Илья Кашин (школа «Петролеум+»), Александра Япарова (гимназия №1), Анастасия Коростелева (школа №82), Мария Адищева и Захар Клюшев (гимназия №17). Наставники: Данил АдищевАндрей Загорский и Ярослав Каменских, студенты ХТФ.

  • «Создание системы контроля температуры при трехмерной печати металлами с использованием цифрового пирометра».

Команда: Артем Русинов и Иван Воронин (Политехническая школа ПНИПУ). Наставник: Егор Загребин, студент ЭТФ.

— Принять участие в программе «Сириус.Лето» в качестве наставника я решил после того, как начал разработку системы автоматического контроля в 3D-печати. Эту идею мне предложил мой научный руководитель, и в процессе я понял, насколько она может быть интересной и полезной не только в научной, но и в образовательной среде. Мне захотелось попробовать реализовать эту инициативу вместе со школьниками и тем самым вовлечь их в настоящую инженерную задачу, показать, как из идеи рождается реальное решение. Я считаю, что работа в команде над живым проектом дает гораздо больше, чем абстрактные задания, — рассказал Егор Загребин, студент 3 курса электротехнического факультета ПНИПУ.

Разрабатываемая система автоматизированного контроля температуры при наплавке с цифровым пирометром обеспечивает мониторинг в реальном времени и передачу данных для анализа. Это снизит влияние человеческого фактора, оптимизирует управление процессом, уменьшит расход материалов и брак, а также повысит качество продукции.

— Участие в проектной деятельности является обязательным условием для всех учеников Политехнической школы. Кроме того, меня привлекала возможность поработать с экспертами и получить практический опыт в решении реальных задач. Больше всего мне запомнилась поддержка и профессионализм наставников. Они не только обучали нас необходимым знаниям, но и помогали находить нестандартные решения. Особенно запомнилась их искренняя увлеченность проектом, — комментирует ученик 10 физико-математического класса Политехнической школы ПНИПУ Иван Воронин.

  • «Технический писатель БАС: локализация описания моделей беспилотников».

Команда: Константин Феденев и Егор Черепанов (Ординская средняя общеобразовательная школа). Наставник: Андрей Громаковский, студент ГумФ.

  • «Увеличение скорости растворения хлористого калия в растворе нитрата натрия».

Команда: Аминабегим МаруповаАлександр АксентьевДаниил МонинМария МаракулинаДмитрий МычелкинАнгелина ШигановаНикита Югов и Тимур Мутин (школа №5). Наставники: Алиса Гаевская и Софья Куликова, студентки факультета техники, технологии и управления Березниковского филиала ПНИПУ.

  • «Устойчивая мода».

Команда: Валерия ВласоваАрина Токарева (гимназия №4), София ШипигузоваАнастасия Золотарева (химико-технологическая школа «СинТез»), Анастасия Лямкина (школа №20 г. Королев) и Елизавета Воронкова (Гимназия «Аврора» имени И.И. Ладутько, г. Анапа). Наставник: Мария Шабалина, студентка ХТФ.

  • «Утилизация и переработка лигнинсодержащих отходов с получением биоугля и сорбентов экологического назначения».

Команда: Варвара Оника (школа №101), Александра Софьина и Мария Елпашева (Политехническая школа ПНИПУ). Наставник: Полина Бажина, студентка ХТФ.

  • «Утилизация углекислого газа с помощью микроводорослей».

Команда: Кирилл Филипенко и Виктория Давыдова (Юго-Камская средняя школа). Наставник: Софья Мактиева, студентка ХТФ.

Также участники поделились своими мыслями и чувствами по поводу проекта.

— Впечатления от работы со школьниками остались положительные. Порадовало, что участники проявляли инициативу, не боялись задавать вопросы и стремились разобраться в теме глубже. Несмотря на то, что проект был технически непростой, ребята активно включались в процесс, быстро осваивали новый материал и старались разобраться в деталях. Было видно, что им действительно интересно, и это создавало рабочую и мотивирующую атмосферу. Такая вовлеченность создает настоящий командный дух, где каждый делает свой вклад, — отмечает Егор Загребин.

— В работе с участницами команды меня очень порадовала их заинтересованность и стремление к новым знаниям. Все, что мы делали для решения проектной задачи, было для них познавательным. Кроме того, между нами установились дружеские и теплые отношения. Хочу отметить, что они большие молодцы! — добавила Александра Симонова.

Поздравляем ребят и желаем дальнейшего развития!


Copyright © 1998-2025
РЦИ ПНИПУ, ПРЕСС-СЛУЖБА ПНИПУ
+7 (342) 2-198-119, newschannel@pstu.ru
Приемная комиссия ПНИПУ +7 (342) 2-198-065, enter@pstu.ru

vk
Наверх