Цифровизация образования: новые возможности и формы реализации в Пермском Политехе


 

27.12.18

Пресс-службе университета удалось пообщаться с начальником управления образовательных технологий Ренатом Зиннатуллиным и узнать, как цифровые технологии изменят образовательный процесс в Пермском Политехе

Сейчас все мировое сообщество говорит о цифровой экономике. Почему этому уделяется так много внимания?

— Цифровые данные, на мой взгляд, — это новая «нефть» по своей значимости для всего мира и влияния на мировую экономику. «Цифра» таит в себе потенциал для трансформации в новую экономику, в новые виды деятельности человека, которые действительно будут актуальны, востребованы обществом. Человечество ежесекундно вырабатывает огромные объемы данных, которые можно перевести в цифровой формат и использовать во благо человечества. Развитие и внедрение новых цифровых технологий делает жизнь общества комфортнее. Меняются процессы, сопровождающие нас ежедневно, рутинные отдаются в «цифру», благодаря чему человек сегодня уже не задумывается о тех вещах, о которых ему приходилось заботиться ранее. Например, купить билет в любую точку мира сейчас можно за пару кликов, а раньше это заняло бы у вас не один день. И таких примеров множество.

В отличие от нефти, этот ресурс неисчерпаем?

— В том-то и дело! Если нефть у нас в ограниченном количестве, то данные, которые генерирует общество, нескончаемы и оставляют свой след. И если этот след переводить в «цифру», то данные станут бесконечными. Пока существует человечество, они будут постоянно генерироваться. Наша задача — научиться снимать, структурировать и использовать эти данные. А вот как использовать, это отдельный пласт задач для науки, техники и для человечества в целом.

Если с возможностями цифровой экономики более-менее понятно, то что можно сказать о минусах?

— Минусы, безусловно, есть. Здесь ситуация, наверное, как с атомом. Есть мирный атом, а есть военный.  Все зависит от того, как именно человечество будет использовать новые технологии, какие цели будет преследовать. Любую технологию можно рассматривать и как возможность, и как угрозу. Нужно думать о безопасности, в первую очередь об информационной. Злоумышленник может так использовать ваш цифровой след, что вы просто рискуете оказаться в неприятной ситуации, которая раньше, лет 20 назад, могла бы вовсе не произойти. Другой серьезной опасностью может стать совершенствование искусственного интеллекта (далее по тексту — ИИ). Как ни крути, уже сегодня многие решения в жизни мы принимаем на основании предложений искусственного интеллекта: покупать или не покупать, ехать по этому маршруту или нет. Когда мы перестанем анализировать решения ИИ, а будем слепо ему доверять, например, выстроим безопасность своего дома без возможности вмешательства человека, то это может привести к непредсказуемым последствиям. Искусственный интеллект в один «прекрасный момент» может решить, что человек опасен сам для себя, и закрыть его в «умном» доме. Поэтому плоды цифровизации нужно использовать очень аккуратно.

Как быстро происходит развитие искусственного интеллекта?

— Возможности ИИ нарастают ежеминутно! Ученые постоянно создают новые модели поведения, они постоянно усложняются, допущения убираются, и, соответственно, каждую минуту происходят маленькие технологические прорывы в этой области. Пройдет время, и мы сможем объединить результаты исследований в комплексные модели поведения ИИ. Особенно, когда сможем расшифровать, что же такое человеческий мозг. Ведь формально это же тоже система определенных импульсов, сеть нейронов, которую гипотетически можно смоделировать. Время покажет.

Насколько у нас отрегулированы процессы цифровой экономики на законодательном уровне?

— Если у нас есть устоявшийся процесс, то все должно быть отрегулировано, но когда дело касается новых технологий, то абсолютно естественно, что законодательство немного отстает. Другое дело, что законодатели должны оперативно реагировать на запросы общества, если кто-то нуждается в защите, значит есть повод задуматься, что здесь нужно что-то менять. Можно сравнить с правилами дорожного движения. Когда появились первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, то появились и первые аварии, участникам движения нужно было договариваться. Появилась необходимость в правилах. В нашей ситуации правила пока устанавливаются людьми самостоятельно, например, при взаимодействии с техникой. Я имею в виду социально-этические правила. Отношение к роботу, например, сейчас уже не как к железке, а как к человеку. Кто-то принимает эту модель, а кто-то нет. Общество идет к тому, чтобы эти процессы регламентировать. Сейчас дискутируют о том, какое законодательство в этой сфере нам нужно: либеральное, консервативное или какое-то другое. Роскомнадзор, то ведомство, которое регулирует законодательство в сфере цифровизации, говорит о том, что пользователи, держатели данных и разработчики должны договариваться между собой с помощью соглашений. Соответственно, если правила использования этих данных будут прописаны, то все участники должны придерживаться этих договоренностей.

Цифровизация приведет к сокращению количества профессий? Абитуриентам стоит беспокоиться?

— Человечество адаптируются к любым условиям. Вспомните, в нашей стране были институты статистики, а где они сейчас? Их нет, а люди, которые работали там, переквалифицировались. Раньше в каждом учреждении были машинистки-стенографистки. Сейчас они овладели другой техникой. Общество адаптируется к любым изменениям через непрерывное обучение. Бояться точно не нужно, важно понять, что на протяжении жизни необходимо быть готовыми к постоянному обучению. Любая профессия с появлением «цифры» вынуждает человека постоянно развиваться, повышать квалификацию. Это то, что обязательно нужно знать абитуриентам. Закончив вуз, они могут начать работать, но не закончить свое обучение. Обучаться они будут всю жизнь!

Например, актуальная сейчас тематика — использование новых технологий в разработке проектной документации при строительстве объектов. Сейчас заказчику важно получить не техническую документацию проекта, а виртуальный двойник своего будущего дома. Так, любые изменения, которые он запланирует, сначала будут произведены в цифровой копии. Это удобно, в разы сокращает затраты. Поэтому требования к подготовке таких специалистов, которые будут не чертить, а создавать цифровые двойники домов, изменятся. Соответственно, профессия инженер-строитель вроде бы остается, но она уже сейчас меняется.

Инженер — творец, который может создавать что-то новое, уникальное, востребованное человечеством. В нашем вузе направления подготовки, которые сейчас существуют, просто будут видоизменяться. Востребованность наших выпускников будет всегда.

Не так давно в вузе стали говорить о цифровом образовании. Что это такое?

— Цифровое образование — это в первую очередь электронные технологии, которые можно использовать в традиционном процессе обучения для того, чтобы повысить качество образования и вовлечь огромное количество обучаемых, не ограничиваясь физическим пространством. Также будет уместно сказать об управлении образованием, когда искусственный интеллект, анализируя большое количество цифровых данных человека, может подсказать, в какую сторону ему следует развиваться, какие курсы можно пройти, в том числе онлайн. А некоторые коллеги относят к цифровому образованию еще и подготовку кадров для цифровой экономики.

Как происходит цифровизация образования на международном уровне и в рамках нашей страны?

— Для всех развивающихся и развитых стран цифровое образование — это данность. На сегодняшний день по оценкам экспертов во всем мире насчитывается более 200 млн студентов, и их число постоянно растет. Многие из них не имеют возможности для очного обучения, поскольку, например, территориально находятся в одной стране, а получить образование хотят в другой. Вузы осознали эту потребность, и чтобы решить проблему, взяли на вооружение цифровые технологии. Цифровое образование так стремительно развивается, потому что в этом есть потребность. Второй момент связан с качеством образования. Вы только представьте, как может вырасти качество образования, если к традиционному обучению добавить видео-лекции профессоров мирового уровня, интересные формы онлайн-взаимодействия со студентами, такие как геймификация, виртуальная реальность. Университеты, которые осознали разницу, стараются менять образовательный процесс. Понятно, что этим технологиям надо обучаться. Тут местечковый, непродуманный подход может иметь обратный эффект. Некачественный контент и неинтересная подача могут оттолкнуть студента. А раз онлайн-лекция может быть рассчитана не на 20 человек, а на 20 тысяч человек, то в этом случае цена ошибки преподавателя возрастает. Поэтому актуальное требование непрерывного обучения распространяется и на преподавателей тоже. Они, как носители и трансляторы знаний, должны задумываться о новых и эффективных формах подачи материала, используя возможности «цифры».

Россия находится в числе лидеров по количеству онлайн-курсов, образовательных платформ, участников и работодателей, вовлеченных в этот процесс. На данный момент размещено более 700 онлайн-курсов ведущих университетов страны на более чем 20 отечественных платформах.

На самом деле, онлайн-курсы — это лишь часть цифрового образования. Есть стартапы, которые напрямую не связаны с ними. Например, виртуальная лаборатория или геймификация, которые обеспечивают более продуктивный образовательный процесс. В нашем университете развитием этих технологий занимаются отдельные кафедры.

Сейчас в вуз поступают абитуриенты, которые появились на свет с убеждением, что Интернет был всегда. И мгновенный доступ к информации для них — данность. Сейчас статьи любого ученого по любой тематике можно найти в 2-3 клика, а раньше я об этом мог только мечтать. Все это точно необходимо учитывать при организации образовательного процесса в современном вузе.

В нашем университете есть опыт реализации цифрового образования?

 В Пермском Политехе отдельными коллективами преподавателей и ученых используются возможности цифрового образования. Есть наработки и, конечно же, ведется работа по их развитию. Двигателем всегда является спрос, и если со стороны студентов такого спроса нет, то и в вузах эти предложения быстро не появятся. Сейчас у наших студентов появляется такая потребность. Мы должны систематизировать все, что наработали, оценить свои сильные стороны и возможности. Организовать преподавателей и инженеров, которые будут сопровождать процесс создания онлайн-курсов. До конца февраля 2019 года рабочая группа, утвержденная ректором, должна расставить приоритеты и разработать комплексный проект по цифровому образованию.

Мы берем за основу все, что у нас есть. Во-первых, платформу на базе Moodle, возможности которой будут использоваться по максимуму, в том числе для размещения наших онлайн-курсов. Второй момент связан с преподавателями, которые уже внедряют определенные элементы цифрового образования в свою деятельность. Будем привлекать их для создания онлайн-курсов. В первую очередь рассмотрим массовые дисциплины для перевода в онлайн-формат. Будем активно использовать новые технологии для заочников, которые от установочной лекции до экзаменационной сессии предоставлены сами себе. И это время можно использовать максимально эффективно с помощью онлайн-курсов.

В вопросе реализации цифрового образования очень важно партнерство. Мы можем создавать онлайн-курсы самостоятельно, но у нас есть определенные ограничения, финансовые, например. Поэтому важно сотрудничество, в том числе с реальным сектором экономики, предприятиями-партнерами. Если у них будет запрос и возможность совместной реализации онлайн-курсов, мы будем только рады. Очень важно также найти партнеров в лице других вузов, которые прошли хороший путь в этом направлении, приобрели необходимые компетенции. Мы сможем использовать их опыт. Еще важным моментом является работа с другими образовательными организациями Пермского края. Объединившись, мы можем сделать отличную образовательную программу, чтобы ребята не уезжали за образованием в другие города и страны.

Какие существуют формы использования онлайн-курсов?

— Есть три формы. Первая — как дополнение к традиционному формату лекций, практик, семинаров. Проходя онлайн-курс, студент может освоить тематики дисциплины, которые отнесены к самостоятельному обучению или факультативу. Если я, к примеру, целевик определенной компании, и точно знаю, что этот курс даст мне нужные для работы компетенции, то я могу пройти его дополнительно к традиционным лекциям. Второй вариант —  смешанный. Когда мы внедряем онлайн-курс в традиционный образовательный процесс. Например, лекционную часть полностью отдаем в онлайн. А можно использовать онлайн-курсы вместо определенной дисциплины, где в онлайне будут и лекции, и семинары, и экзамены. Уже есть инструменты прокторинга, которые позволяют контролировать знания студента. Вот три основные  формы. Если мы говорим про последнюю, то здесь разнообразие очень широкое: от банальных видеолекций (когда нужно прослушать лекции по тематикам и ответить на вопросы) до комплексного онлайн-курса с элементами видеоряда, интересных заданий в виртуальном пространстве, в виде лабораторных работ, когда нужно рычажки повернуть в электрической схеме, или выбрать нужную мощность генератора, или пройти определенный квест. К примеру, можно создать виртуальное химическое предприятие. И там, где физически нельзя находиться, студент окажется с помощью технологий. Сможет не только увидеть, как происходит реакция в реакторе, но и поменять ее параметры или подобрать оптимальный режим работы. Геймификация позволит прокачать навыки, сымитировать те процессы, которые будут ждать студента на производстве. Это высший пилотаж, к этому надо стремиться. Мы обучаем в первую очередь инженеров, соответственно, будущее за этими технологиями.

Сколько нужно времени для создания первого онлайн курса?

— Вопрос сложный. Если есть команда, которая сопровождает процесс создания, и нам не потребуется время на ее обучение, на покупку необходимого оборудования, если учитывать время чисто на запись, то перевод определенного модуля в онлайн-формат вполне реально осуществить за 3-4 месяца. Создание полноценного онлайн-курса, конечно, займет больше времени. Но с опытом мы сможем «запараллелить» процессы, создавать за три месяца не один модуль, а 10.

Онлайн-курсы, размещенные на нашей платформе, будут доступны только для студентов Политеха или всего мира? Они будут платными или бесплатными?

— В мире активно используются два вида онлайн-курсов: MOOC — массовые открытые онлайн курсы, они доступны для граждан любых государств. А есть SPOC — закрытые курсы, которые транслируются только для определенного круга лиц. У нас могут быть как те, так и другие. Мне видится также размещение онлайн-курсов на мировых площадках. Но сначала нужно определиться с задачами: краткосрочными и долгосрочными. Нужно понять, что для вуза более интересно: разместить сперва на своей площадке, а потом на внешних или, наоборот, сначала рассказать всему миру, что Пермский Политех — держатель компетенций в авиадвигателестроении, композиционных материалах, порошковом материаловедении и т.д. Платными будут курсы или бесплатными зависит от того, как мы встроим в свой традиционный образовательный процесс онлайн-образование. Поговорим об этом чуть позже, когда мы совместно с рабочей группой определимся с первоочередными проектами цифрового образования нашего университета.


Copyright © 1998-2024
РЦИ ПНИПУ, ПРЕСС-СЛУЖБА ПНИПУ
+7 (342) 2-198-119, newschannel@pstu.ru
Приемная комиссия ПНИПУ +7 (342) 2-198-065, enter@pstu.ru

vk
Наверх