ВЫБОР МЕТОДОВ МОНТАЖА СБОРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Исходя из объёмно-планировочного и конструктивного решения каркаса здания или сооружения выбирают методы монтажа и схему производства монтажных работ.
Методы монтажа зданий и сооружений могут различаться:
– по степени укрупнения монтируемых конструкций: мелкими элементами; отдельными конструкциями; блоками (пространственными, плоскими, полной заводской готовности, унифицированными технологическими узлами с опорными и ограждающими конструкциями);
– по направлению развития монтажного процесса: продольное, поперечное, вертикальное, горизонтальное, комбинированное;
– по последовательности установки конструкций: раздельная, комплексная, комбинированная;
– по способу подачи конструкций под монтаж: с прирельсового склада; с приобъектного склада; с раскладкой в зоне работы монтажного крана; с конвейерной линии или площадок укрупнительной сборки; совмещённые.
Возможные схемы движения самоходных кранов приведены в Приложении 3.
Последовательность установки элементов должна соответствовать делению на монтажные потоки, обеспечивать безопасность монтажных работ и устойчивость смонтированной части здания на любой стадии его возведения.
Состав монтажных работ может изменяться в зависимости от способов выполнения монтажных работ.
5.1. Классификация строительных монтажных кранов
Грузоподъёмные краны в соответствии с их назначением применяют на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, а также в качестве вертикального транспорта строительных грузов.
Строительные краны можно условно классифицировать по нескольким признакам:
– по характеру конструкции кранов: стрелового типа, мостового типа, краны с несущими канатами (кабель-краны);
– по характеру перемещения самого крана: стационарные, приставные, самоподъёмные, радиальные, передвижные, самоходные и прицепные;
– по виду привода механизма: механические, электрические, гидравлические и с комбинированным приводом (к комбинированному приводу можно отнести дизель-электрические приводы с собственной электростанцией);
– по степени поворота башни: полноповоротные, неполноповоротные и неповоротные.
Передвижные краны различают по конструкции ходовых устройств: рельсовые, железнодорожные, плавучие, шагающие. В свою очередь, в зависимости от ходового устройства самоходные краны могут быть автомобильными, рельсовыми, пневмоколёсными, гусеничными и тракторными.
Гусеничные и пневмоколёсные краны в основном используют при возведении промышленных зданий и сооружений, в транспортном, нефтегазовом и энергетическом строительстве. В основном их применяют для монтажа одноэтажных унифицированных и неунифицированных промышленных зданий (механосборочных цехов машиностроительной промышленности, текстильных фабрик, объектов пищевой промышленности, цехов по изготовлению металлоконструкций, литейных, мартеновских, прокатных, тяжёлых кузнечно-прессовых цехов и других сложных объектов). Гусеничные и пневмоколёсные краны используют и при сооружении многоэтажных зданий, монтаже зданий из объёмных блоков, уникальных социальных объектов торгового и спортивного назначения.
Стреловые рельсовые краны с башенно-стреловым оборудованием применяют при монтаже многоэтажных и одноэтажных зданий большой высоты, в том числе и многопролётных зданий.
Автомобильные краны используют при разгрузке и погрузке материалов, изделий и конструкций, а также при монтаже конструкций и оборудования. Высокие скорости передвижения автомобильных кранов позволяют применять их при строительстве объектов с небольшими объёмами работ или находящихся в значительном удалении друг от друга.
5.2. Определение основных технических характеристик строительных кранов с помощью их индексации
Система индексации строительных машин – это принятое их обозначение (индекс), условно отражающий модель машины и её основные технические характеристики. К сожалению, в России не принята единая система индексации строительных машин; заводы-изготовители маркируют машины в соответствии с ведомственными указаниями.
Согласно ГОСТ 22827–77 стреловые самоходные краны в зависимости от конструкции ходового устройства могут иметь следующую индексацию:
КА – краны автомобильные;
КП – краны пневмоколёсные;
КГ – краны гусеничные;
КШ – краны на специальном шасси автомобильного типа;
КК – краны на короткобазовом шасси.
Число, стоящее рядом с буквенным обозначением крана, указывает на его грузоподъёмность.
Так, индексация кран КА-10 расшифровывается следующим образом: кран автомобильный, грузоподъёмностью 10 т.
КП-25 – кран пневмоколёсный, грузоподъёмностью 25 т.
КГ-250 – кран гусеничный, грузоподъёмностью 250 т.
КШ-63 – кран на шасси автомобильного типа, грузоподъёмностью 63 т.
КК-16 – кран короткобазовый, грузоподъёмностью 16 т.
Возможна и более сложная цифровая индексация моделей самоходных кранов, где каждая цифра в коде несёт свою информацию. Подобная индексация в марке крана имеет шесть цифр.
Первая цифра обозначает грузоподъёмность механизма:
цифра 1 – обозначает грузоподъёмность крана – 5 т; цифра 2–6,3 т; цифра 3–10 т; цифра 4–16 т; цифра 5–25 т; цифра 6–50 т; цифра 7–63 т; цифра 8–100 т.
Вторая цифра обозначает тип ходового устройства:
цифра 1 – на гусеничном ходу; цифра 2 – на рельсовом ходу; цифра 3 – на пневматическом ходу; цифра 4 – на спецшасси автомобильного типа; цифра 5 – на автомобильном ходу.
Третья цифра – исполнение рабочего оборудования (в частности: цифра 6 – гибкая подвеска стрелы; цифра 7 – телеско- пическая стрела).
Четвёртая цифра обозначает порядковый номер модели.
Пятая цифра обозначает очерёдность модернизации машины.
Шестая цифра – климатическое исполнение машины.
Пример расшифровки индексации крана КС-4561А:
КС – кран стреловой, самоходный
Первая цифра 4 – грузоподъёмность 16 т;
Вторая цифра 5 – на автомобильном ходу;
Третья цифра 6 – с гибкой подвеской стрелы;
Четвёртая цифра 1 – первая модель;
Пятая цифра (индекс) А – модернизация А.
Шестая цифра отсутствует (нет информации о климатичес- ком исполнении машины).
Пример расшифровки индексации крана КС- 8165:
КС – кран стреловой, самоходный;
Первая цифра 8 – грузоподъёмность 100 т;
Вторая цифра 1 – на гусеничном ходу;
Третья цифра 6 – с гибкой подвеской стрелы;
Четвёртая цифра 5 – пятая модель.
Пятая и шестая цифры отсутствуют – нет информации о модернизации и климатическом исполнении машины.
5.3. Выбор монтажных приспособлений
Грузозахватные средства служат для обеспечения надёжного и эффективного соединения поднимаемого груза с рабочим органом грузоподъёмной машины. Грузоподъёмные средства представляют собой различные сочетания следующих основных элементов: захватов, соединительных элементов и механизмов управления.
В строительной практике применяются различные типы монтажных (такелажных) приспособлений, которые предназначены для захвата железобетонных, металлических и других видов конструкций и оборудования при подъёме их к месту установки, закрепления и выверки для установки в рабочее положение.
К монтажным (такелажным) приспособлениям следует отнести различные виды стальных канатов, применяемых для оснастки полиспастов, монтажных машин, изготовления вант, оттяжек и расчалок, стропов. Для временных оттяжек и расчалок, временных ограждений могут использоваться пеньковые канаты и канаты из синтетических волокон.
Строповочные приспособления – ответственные элементы такелажного оборудования, предназначенные для навешивания поднимаемого элемента на крюк монтажной машины в определённом положении и допускающие предусмотренный технологией монтажа манёвр без больших физических усилий монтаж-ников. Приспособления должны обеспечивать надёжность и безопасность крепления поднимаемой конструкции к крюку крана.
Стропы – гибкие устройства, основные детали которых выполнены из канатов, и оснащены различными видами захватных приспособлений.
Траверсы – грузоподъёмные устройства с жёсткими элементами (обычно балочного типа). В отличие от стропа траверса позволяет уменьшить высоту строповки, изменить направление усилий, возникающих в поднимаемом элементе. Специальные и балансирные траверсы обеспечивают более сложное маневрирование монтируемых элементов в процессе монтажа.
Захваты – устройства, с помощью которых концы стропа закрепляются к поднимаемой детали или конструкции. Захваты могут быть петлевыми, беспетлевыми («удавками»), фрикционными, вакуумными.
По способу управления захваты могут быть с местным (обычно ручным) и дистанционным управлением.
Возможные технические данные грузозахватных приспособлений и оснастки приведены в Приложениях 4, 5, 6, 7.
Выбранные грузозахватные приспособления сводятся в таблицу (табл. 8).
5.4. Определение монтажных характеристик
монтируемых элементов
Выбор крана для монтажа сборных элементов производится с учётом требуемой высоты подъёма элементов сборных конструкций, веса монтажных элементов и такелажных устройств, необходимого вылета стрелы монтажного крана, технических возможностей монтажного механизма и технико-экономических показателей их работы.
Основные монтажные характеристики монтируемых конструкций:
Qт–монтажная масса элемента, т; её определяют как сумму масс монтируемого элемента и массы монтажной оснастки (стропов, траверс, расчалок и т.п.);
Нт – монтажная высота, м; определяется расстоянием от уровня стоянки крана (УСК) до горизонтальной линии, проходящей через ось подъёмного крана;
lт– необходимый вылет стрелы крана, м; зависит от положения монтируемого элемента и принятой схемы монтажа. Сборные элементы (колонны, подкрановые балки, фермы, стеновые панели и др.) желательно монтировать при наименьших вылетах стрелы, так как в этом случае возможно использовать максимальную грузоподъёмность механизма и наибольшую высоту подъёма крюка на стреле крана.
|