СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.
НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ СТРОЙГЕНПЛАНОВ
В отличие от генеральных планов микрорайона, предприяятия, сооружения или объекта, которые дают ответ на вопрос, что нужно построить, строительный генеральный план даёт частичный ответ, как это построить. Полный ответ на этот вопрос дают ПОС и ППР, где стройгенпланы являются частью этих проектов.
Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называют план строительной площадки, на котором размещены объекты строительства, существующие здания и сооружения, показаны: расстановка основных монтажных и грузоподъёмных механизмов, временных зданий и сооружений, временные сети канализации, водоснабжения и электроснабжения, площадки укрупнительных сборок и другие сооружения и приспособления, возводимые и используемые в период строительства.
Стройгенплан является одним из основных документов организации строительства. Как правило, стройгенпланы не являются постоянными на весь период строительства и составляются с учётом состояния строительной площадки и технологического этапа строительства. Обычно стройгенпланы проектируются для периода подготовительных работ, сооружения подземной части здания, а также для периода возведения надземных конструкций.
Стройгенплан определяет состав и размещение объектов строительного хозяйства в целях максимальной эффективности их использования, с учётом требований охраны труда.
Стройгенплан – это основной документ, регламентирующий организацию труда на строительной площадке и объёмы временного строительства. Различают стройгенплан площадки и стройгенплан объекта.
Стройгенплан площадки даёт принципиальные решения по организации строительства на всей площадке в целом и выполняется проектной организацией на стадии технического проекта в составе проекта организации строительства (ПОС).
Стройгенплан объекта даёт детальные решения по организации строительства конкретного сооружения и охватывает территорию, примыкающую к данному объекту. Такой генплан разрабатывается на одно или несколько зданий и сооружений на стадии рабочего проекта в составе проекта производства работ (ППР) строительной организацией.
Различия в проектировании между стройгенпланами в составе ПОС и ППР сводятся к степени детализации и точности расчётов.
Для особо сложных объектов строительства (крупное промышленное предприятие, гидроэлектростанция и т.п.) составляются ситуационные планы района строительства, на которых показывается расположение сооружений, связанных с обслуживанием строительства, но размещённых вне строительной площадки (материально-техническая база строительной организации, внешние железнодорожные пути и дороги, линии электропередач, сооружения водоснабжения, жилые посёлки и др.).
12.1. Общие принципы проектирования стройгенпланов
Для разработки стройгенплана необходимы следующие исходные материалы:
– генплан размещения здания, сооружения или комплекса зданий и сооружений;
– материалы технических решений по водоснабжению, энергоснабжению, транспорту;
– материалы инженерных и технико-экономических изысканий;
– материалы по выбранным методам производства работ;
– расчёты потребностей строительной площадки во времен-ных зданиях, складских площадях и других элементах строительного производства.
При разработке стройгенпланов должно быть учтено следующее:
– решения стройгенпланов должны быть увязаны с остальными разделами проектов, в том числе и с принятой технологией работ, и установленными сроками строительства;
– решения стройгенпланов должны отвечать требованиям строительных нормативов (СНиПам по организации строительства и техники безопасности, порядку составления и утверждения ПОС и ППР);
– стройгенплан должен обеспечить полное удовлетворение бытовых нужд участников строительства – это требование реализуется путём подбора и размещения бытовых помещений, объектов питания и санитарной гигиены, отдыха участников строительства, пешеходных путей и проч.;
– все временные здания и сооружения, кроме мобильных, должны располагаться на участках, не подлежащих застройке до конца строительства;
– места для разгрузки и складирования сборных конструкций следует выбирать в непосредственной близости от мест их монтажа. Это сократит количество перегрузок и уменьшит расстояние повторных перевозок. Целесообразность промежуточной перегрузки массовых материалов необходимо подвергать тщательному анализу;
– правильное размещение монтажных механизмов, мест укрупнительной сборки конструкций, размещение площадочных бетонно-растворных узлов – основное условие правильного построения стройгенплана;
– принятые в стройгенплане решения должны отвечать требованиям техники безопасности и условиям охраны окружающей среды;
– строительство временных сооружений на строительной площадке по возможности должно быть сведено к минимуму. Для обслуживания строительства, если есть для этого условия, должны быть использованы по максимуму существующие здания, сооружения, дороги, сети. Создание временных сооружений должно быть тщательно обосновано. В целях экономии средств необходимо использовать типовые инвентарные и сборно-разборные сооружения;
– при использовании инвентарных временных сооружений по типовым проектам в ППР на них должны быть сделаны соответствующие ссылки.
12.2. Проектирование стройгенплана площадки
Стройгенплан площадки разрабатывается для строительства комплекса зданий и сооружений (промышленного, гражданского, сельскохозяйственного назначения и др.) или для отдельных сложных зданий и сооружений.
Общеплощадочные генпланы разрабатывают проектные организации на стадии технического проекта в составе ПОС и выполняются в масштабе 1:1000 или 1:2000.
Исходными данными для разработки стройгенплана площадки являются: геологические, гидрологические и инженерно-эконо-мические изыскания; сметы; сводный календарный план; расчёты объёмов временного строительства и другие материалы ПОС.
При разработке стройгенплана промышленного предприятия должны быть даны необходимые привязки зданий, основные размеры и экспликация строящихся зданий и сооружений, а также здания и сооружения, примыкающие к зоне монтажа и влияющие на основные решения по организации и производству работ.
Геологические и гидрологические изыскания используют при размещении временных объектов, для которых необходимо знать несущую способность грунтов и уровень грунтовых вод (например, при строительстве цементных складов, заглублённых временных сооружений).
Инженерно-экономические изыскания используют при проектировании транспортных связей объектов строительства с поставщиками, карьерами и проч.
На стройгенплане используется генплан площадки строительства (рельеф – горизонтали и планировочные отметки проектируемых зданий и сооружений, сетей, дорог). Эти сведения дают возможность правильно решать планировку территории строительства, отвод поверхностных вод, устанавливать места подсоединения временных сетей к постоянным источникам электроснабжения и др.
Стройгенплан площадки согласовывается проектной организацией с заказчиком и генподрядчиком. Заказчик, в свою очередь, должен его согласовать с районным архитектором, органами санитарного и пожарного надзора, с отделами безопасности движения транспорта и эксплуатационными службами действующего предприятия.
Общеплощадочный стройгенплан состоит из графической части и расчётно-пояснительной записки.
В графическую часть проекта входят:
– генплан площадки с нанесёнными на нём объектами вре- менного назначения;
– экспликация всех постоянных и временных сооружений;
– условные обозначения;
– технико-экономические показатели стройгенплана.
Поскольку основой стройгенплана является генплан, масштаб сохраняется таким же, как и у генплана (1:1000, 1:2000).
Для крупных и сложных объектов разрабатывается несколько вариантов стройгенпланов и на этой основе выбирается наиболее экономичное решение.
Расположение производственных установок и складов для нужд строительства определяется практическими соображениями на основе учёта конкретных условий стройки и расположения строящихся объектов. Бетонно-растворные узлы необходимо размещать вблизи мест выгрузки цемента и инертных материалов, учитывая одновременно точки наибольшего потребления бетона и раствора. Сборные конструкции должны располагаться у места монтажа в зоне действия основного монтажного оборудования. Общеплощадочный склад для закрытого хранения строительных материалов располагается таким образом, чтобы были обеспечены удобные условия для их получения на всех объектах и обеспечены удобные подъезды для транспортных средств.
Административно-хозяйственные и бытовые помещения располагаются в местах, приближённых к строительству основных объектов, чтобы были обеспечены необходимые условия для рабочих и линейных работников с минимальными потерями времени во время переходов для отдыха и обогрева.
Временные сооружения на стройгенплане должны размещаться с соблюдением правил пожарной безопасности при производстве строительных работ. Так, строительная площадка должна иметь связь с постоянными дорогами общего пользования. Каждое постоянное или временное здание должно быть расположено не далее 25 м от дорог и проездов. На период раскопок на строительной площадке должна быть предусмотрена возможность объезда и устроены временные пешеходные мостки.
В зависимости от степени огнестойкости постоянных или временных сооружений должны устраиваться противопожарные разрывы (от 8 до 16 м), а для временных гаражей или стоянок транспорта + 3 м. Расстояние между складами пиломатериалов и деревоизделий должно быть не менее 30 м.
При разработке стройгенплана должны соблюдаться и санитарные нормы. Так, открытые склады пылящих материалов следует располагать не ближе 15 м от вспомогательных зданий и не менее 35 м от административно-конторских и бытовых помещений.
Важное значение имеет решение вопроса отвода ливневых вод со строительной площадки для предупреждения затопления котлованов и подземных сооружений этими водами.
Экспликация временных сооружений должна включать сведения о всех зданиях и сооружениях, об их объёме (площади, протяжённости), габаритах в плане, конструктивные характеристики (типовой проект, марка или краткое описание) (табл. 14).
На стройгенплане все постоянные и временные сооружения обозначаются с помощью условных обозначений (рис. 11).
Для обоснования запроектированных в стройгенплане решений по временному обустройству строительной площадки выполняется расчётно-пояснительная записка.
При реконструкции и расширении действующих предприя- тий на стройгенплане показываются существующие подземные
коммуникации, находящиеся на строительной площадке. Должны быть указаны разбираемые и перекладываемые линии, места подключения временных коммуникаций к действующим, возможные проезды по территории действующего предприятия. В проекте должны быть предусмотрены работы по защите действующего оборудования и первоочередные работы по перекладке и монтажу сетей и коммуникаций.
При разработке нескольких вариантов стройгенплана выбирается оптимальный из них путём сравнения технико-экономи-ческих показателей. Это сравнение проводят по следующим видам показателей:
– удельные затраты на временные здания и сооружения (их стоимость) в процентах по отношению к общей сметной стоимости объекта;
– продолжительность работ по организации строительного производства в подготовительный период;
– трудоёмкость работ по организации временного хозяйства.
Удачно выполненный проект стройгенплана способствует повышению производительности труда, сокращению сроков производства работ и снижению стоимости строительства.
12.3. Порядок проектирования стройгенплана
К проектированию стройгенплана приступают после разработки календарного плана строительства объекта, определения потребности в трудовых и материальных ресурсах и выбора основных механизмов.
Проектирование ведут в следующей последовательности:
– на основе календарного плана определяют потребность во времени, в трудовых, материальных, энергетических и других технических ресурсах по этапам строительства;
– на основе расчёта потребности в ресурсах определяют виды и объёмы временных зданий, сооружений; определяют их площади, подбирают типовые проекты или разрабатывают индивидуальные;
– определяют на генплане границы строительной площадки совместно с постоянными зданиями и сооружениями; определяют возможность использования постоянных сооружений;
– производят привязку временных сооружений на генплане.
При проектировании стройгенплана определяют размещение ведущих строительных механизмов, разрабатывают проекты приобъектных складов и принимают решения по дорогам. После этого на стройгенплане определяют места размещения механизированных установок, площадок укрупнительной сборки, бытовых и административных помещений.
12.4. Проектирование стройгенплана объекта
Стройгенплан объекта разрабатывается в составе проекта производства работ и разрабатывается на все строящиеся здания и сооружения, входящие в общеплощадочный стройгенплан. Для сложных сооружений стройгенплан может составляться на различные этапы работ (подготовительный, нулевой цикл, монтаж надземной части).
На стройгенплане объекта, входящего в состав комплекса строящегося предприятия, предусматриваются только те временные сооружения, которые необходимы для строительства этого объекта: контора прораба, рабочие бытовки, сушилка, помещения для приёма пищи, приобъектная кладовая, санузел.
Исходными данными для разработки объектного стройгенплана служат в первую очередь общеплощадочный генплан, календарные планы строительства данного объекта, технологические карты, уточнённые расчёты потребности в различных видах ресурсов, а также рабочая документация (чертежи и сметы) данного объекта. Объектный стройгенплан разрабатывается подрядчиком или по его поручению подрядными проектными организациями, имеющими опыт подобного проектирования.
Графическая часть стройгенплана объекта выполняется в масштабе 1:500 и 1:200 и содержит в себе те же элементы, что и общеплощадочный генплан, который должен иметь детальные и исчерпывающие данные, подлежащие реализации в натуре. Добавляется перечень необходимых механизмов и приспособлений; определяется необходимая энергетическая мощность для обслуживания механизмов и бытовых потребностей.
Расчётно-пояснительная записка содержит уточнённые данные о потребности материальных ресурсов по рабочим чертежам, конкретные технические решения по выбору механизмов, расчёты по обеспечению объекта строительства водой, теплом, электроэнергией, связью. Определяется потребность в бытовых помещениях, необходимом сантехническом оборудовании.
12.5.Порядок проектирования объектного стройгенплана
В ПОС необходимые ресурсы для строительства обсчитываются по укрупнённым показателям. Для ППР они пересчитываются по физическим объёмам рабочего проекта и сметы.
Количество рабочих принимают по календарному плану строительства объекта (по диаграмме движения рабочей силы). Расчёт временных санитарно-бытовых зданий и сооружений производят по «пику» пребывания рабочих на строительной площадке.
В соответствии с данными о расходе строительных материалов определяют норму их запаса и по этой величине определяют необходимые площади складов.
Поскольку решения стройгенплана определяются в первую очередь расположением строительных машин и механизмов, прежде всего производят их рабочую привязку с обозначением их габаритов, путей движения, зон работы.
Рассчитывают потребность в энергоресурсах, определяют точки подключения.
При проектировании складов необходимо не только определить их габариты, но и выполнить раскладку сборных конструкций по типам и маркам, указать места хранения тех или иных материалов.
На объектном стройгенплане конкретизируют требования охраны труда, показывают ограждения опасных зон работы механизмов и высоковольтных линий, проектируют переезды через железные дороги.
Проектирование объектного стройгенплана для отдельных этапов работ имеет свои особенности.
На стройгенплане для этапа подготовительных работ уточ- няют расположение внеплощадочных и внутриплощадочных дорог и сетей, места складирования растительного слоя грунта, размещение установок, предназначенных для инженерной подготовки строительства.
Стройгенплан на период нулевого цикла должен содержать места для складирования грунта, предназначенного для обратной засыпки, временные землевозные дороги, обноску, места съезда и выездов из котлована, схему существующих и перекладываемых коммуникаций.
При возведении объекта на одной площадке с другими объектами стройгенплан должен быть увязан с общеплощадочными решениями.
Когда монтаж сборных конструкций производят с транспортных средств, для стоянки машин с прицепами должен быть выделен достаточный фронт разгрузки с учётом манёвров крана и транспортного средства.
Сборные конструкции должны располагаться вдоль здания с таким расчётом, чтобы кран мог поднять полный комплект деталей с одной стоянки без дополнительных перемещений. Если строительство объекта обслуживается башенным краном, то его пути располагаются вдоль здания таким образом, чтобы от габарита здания до ближайшего рельса было не менее 1,5 м. Сборные конструкции должны располагаться в зоне стрелы крана, более тяжеловесные грузы – ближе к крану.
В экономической оценке стройгенплана важным показателем является объём временных сооружений, поэтому рекомендуется широко использовать инвентарные, сборно-разборные, передвижные сооружения.
|