Top.Mail.Ru
РусРусский язык
Лазер против льда. Ученые ПНИПУ нашли способ уменьшить количество авиакатастроф из-за обледенения двигателей

Лазер против льда. Ученые ПНИПУ нашли способ уменьшить количество авиакатастроф из-за обледенения двигателей

Обледенение двигателей самолета по-прежнему одна из причин случающихся авиакатастроф. Кроме того, образование льда на поверхностях воздушных судов препятствует развитию перелетов с высокой скоростью на большие расстояния через зоны активного изменения погоды, что особенно характерно для России и территорий, входящих в ее арктическую зону. Существующие противообледенительные системы не всегда достаточно эффективны, потому что прогревают важные детали только частично. Ученые Пермского Политеха предложили способ удаления льда с лопастей вентилятора двигателей прямо во время полета с помощью лазерной системы. Изобретение повысит безопасность передвижения по воздуху.

На разработку выдан патент №2815119. Разработка проведена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Обледенение может принимать несколько форм. Например, при попадании капель переохлажденного дождя на поверхность они сразу замерзают, образуя ледяную корку; при перепадах температур и влажности образуется наледь, которая хорошо удерживается на поверхности воздушного судна за счет примерзания и сравнительно устойчива к механическим воздействиям.

Для борьбы с обледенением элементов авиадвигателя могут применять тепловые системы. Их могут размещать вблизи узлов крепления лопастей. Тепло распространяется на элементы двигателя, но чем дальше они расположены, тем менее эффективен обогрев.

Ученые ПНИПУ разработали способ удаления льда с лопастей вентилятора двигателя с помощью лазерной системы прямо во время полета. Технология очистки основана на нагреве лазерными лучами.

— Под воздействием нагрева и вращения запускаются процессы плавления и образования трещин в слое льда, и он сходит с лопастей. При этом лед разрушается практически одинаково на каждой лопасти, что позволяет не только очистить элементы конструкции, но и может предотвратить вибрации, — объясняет доктор технических наук, декан аэрокосмического факультета ПНИПУ Владимир Модорский.

Изобретение ученых ПНИПУ поможет эффективно бороться с образованием льда на лопастях вращающегося вентилятора во время полета. Тем самым повысит безопасность передвижения по воздуху.


15.04.24871

Похожие Новости

Есть новость?
Предложи нам!

Предложить новость

politehperm

✈ Баланс во всем: ученые Пермского Политеха разработали модель для эффективной сборки авиадвигателя ⚙ Сборка вентиляторов авиационных двигателей – ответственный момент. Важно убедиться, что ни на одном из этапов не возникнет ни малейших дефектов, которые могли бы привести авиационный аппарат в негодность. Ученые Пермского Политеха разработали математическую модель, которая позволяет спроектировать оптимальное расположение лопастей ротора. — Наше специальное программное обеспечение раскладывает лопасти по группам, в каждой из которых можно корректировать дисбаланс благодаря контролю его величины и направления. Так обеспечивается постоянный мониторинг результатов сборки. Сравнение такого метода с типовым технологическим процессом показало, что остаточный дисбаланс вентилятора снизился в 15 раз, — рассказывает [id195183617|Владимир Модорский], декан [club60443805|аэрокосмического факультета], доктор технических наук. — Преимущество такого компьютерного моделирования состоит в том, что сборка вентилятора не требует проведения дополнительной балансировки после сборки. Это снижает стоимость сборочных работ на 25-30%, — комментирует Сергей Белобородов, ведущий инженер Центра высокопроизводительных вычислительных систем ПНИПУ, доктор технических наук. 🔍 Исследование проведено в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». ℹПодробнее https://pstu.ru/news/2024/10/14/16044/ #новости@politehperm #ученые@politehperm
🪨 Ученые [club39859573|ГНФ ПНИПУ] и Юго-Западного нефтяного университета Китая исследовали механические свойства сланцевых образцов и их неоднородность на микроуровне с помощью технологии индентирования. Такой способ помогает получить достоверную информацию о горных породах, что позволит поддерживать стабильность ствола скважины и предотвращать его разрушение в процессе бурения. — На сегодняшний день исследована анизотропия сланца в нано- и макромасштабе. Но между ними существует большой разрыв, так как на микроуровне таким способом неоднородность минерала почти не рассматривалась. И мы даже не можем ответить, отличается ли анизотропия этого минерала в нано-, микро- и макромасштабе, хотя такая информация может значительно отразиться на проведении различных мероприятий, — объясняет [id50256008|Дмитрий Мартюшев], профессор кафедры [club181504452|«Нефтегазовые технологии»], доктор технических наук. Подробнее https://pstu.ru/news/2024/10/14/16041/ #новости@politehperm #ученые@politehperm