В рамках рубрики «Ветераны ПНИПУ» мы продолжаем рассказывать об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, которые учились или работали в Пермском Политехе. Отвага и героизм воинов, отважно защищавших Родину в тылу и на поле боя, навсегда останется в нашей памяти. Сегодня мы познакомимся с историей Виктора Павловича Аликина, доцента, кандидата технических наук.
Виктор Павлович родился 27 апреля 1926 года в селе Таборы Оханского района Пермской области. В конце апреля 1943 года, в возрасте 16 лет, он поступил в Военно-морское авиационно-техническое училище имени В.М. Молотова в Перми. Через год после его окончания молодого человека направили в боевую часть — в отдельный разведывательный авиационный полк, где он служил сначала вторым, а затем старшим механиком.
В марте 1945 года, при подготовке самолета к вылету, Виктор Аликин попал под бензозаправщик. Это трагическое происшествие обернулось для него серьезными травмами ног. Он оказался в полевом госпитале Военно-морского флота в Пярну, где и встретил окончание войны.
После демобилизации в марте 1950 года Виктор Аликин сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил в Пермский государственный университет имени А.М. Горького на кафедру физической химии. Он прошел путь от студента до заведующего кафедрой Пермского государственного фармацевтического института. В 1978 году стал доцентом кафедры технологии химических материалов Пермского политехнического института, где трудился до 1993 года, после чего вышел на пенсию.
За военную службу Виктор Павлович был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и другими юбилейными наградами.
Политехник поделился с нами своими воспоминаниями.
Как Вы узнали о том, что началась война?
— Мне было 15 лет. Утром 22 июня я с друзьями собирался идти на Каму купаться. Стоял прекрасный солнечный день, было безоблачное голубое небо. Настораживала какая-то тишина возле дома, людей не было видно. Потом кто-то пришел и сказал, что началась война. Мы разбежались по домам. С детством было покончено, началось военное время. Жизнь стала напряженной и тревожной, все быстро повзрослели.
Расскажите о Вашей жизни во время войны.
— Зима 1942 года прошла в постоянной тревоге. Жилось трудно. Основное питание — картошка и капуста. Летом и осенью 1942-го вместе с одноклассниками работал в колхозе. Весной пошел добровольцем в военное училище, где готовили техников по ремонту самолетов. После его окончания меня направили в военную часть № 49206, расположенную под Ораниенбаумом (ныне Ломоносов). Наше подразделение было приписано к военно-морскому флоту. Спустя некоторое время все офицеры, включая меня, были переведены в Таллин. По пути у нас сломался двигатель самолета. Когда пришло время продолжать полет, мы сообщили о поломке, и нам сказали, что если самолет не будет в рабочем состоянии к утру, нас отправят в штрафную роту. В итоге мы смогли починить мотор. Когда прилетели на остров Эзель (ныне Сааремаа), случилась первая бомбежка — немцы атаковали аэродром. К счастью, все остались живы.
В каких условиях Вам приходилось жить во время войны и какие фильмы можно сравнить с той жизнью?
— Фильм «Торпедоносцы» хорошо отражает нашу жизнь в то время: жили в землянках, питались очень плохо. Бань не было, и мы могли мыться только раз в месяц. Хорошо помню один момент, когда мы напекли блинов. Вот это была сказка! Не могли перестать есть! Это был просто праздник!
Каким Вам запомнился день Победы — 9 мая 1945 года?
— Я помню этот день, словно это было вчера. Вокруг было много людей. В душе я чувствовал только радость от нашей победы и горечь утрат. Для нашей части 9 мая война не закончилась. Из Ютландии в Швецию постоянно шли конвои судов, на которых бежали немцы и все, кто не хотел попасть в руки нашей армии. Русские самолеты должны были контролировать обширные районы Балтийского моря. За бои под Кенигсбергом (сейчас Калининград) я был награжден боевой медалью.
Удалось ли Вам пронести через жизнь и сохранить дружбу с теми людьми, которые были рядом с Вами в годы войны?
— Да, конечно. У меня были хорошие друзья на войне, мы пообещали поддерживать связь и после ее окончания. К сожалению, многих из них уже нет в живых. Остался один товарищ, с которым я до сих пор общаюсь: мы встречаемся и созваниваемся.