РусРусский язык
Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение

Для сохранения здоровья студентов и эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса психологическая служба проводит регулярные профилактические и обучающие семинары-тренинги с целью повышения адаптации к учебе в вузе и жизни в общежитии, обучению навыкам саморегуляции; "самоконтроль-антистресс". Кроме этого студенты Пермского Политеха всегда могут обратиться за помощью к психологу с различными проблемами:

  • личностного развития,
  • стрессов и повышенной раздражительности,
  • семейными проблемами,
  • проблемами взаимоотношений с партнером или друзьями,
  • трудностями в контактах с родителями,
  • учебными трудностями и трудностями контактов с преподавателями.

 

  • Инклюзивная работа со студентами с инвалидностью и ОВЗ в 2019–2020 году

В настоящее время одним из приоритетных направлений повышения качества образования в РФ является инклюзивная работа со студентами с инвалидностью и ОВЗ.

В рамках реализации программы социально-психологического сопровождения студентов-инвалидов ПНИПУ в период получения высшего образования на 2018–2021 годы совместно с приемной комиссией, социальным отделом и факультетами ВУЗа проводится мониторинг студентов с инвалидностью ПНИПУ и филиалов. Мониторинг поступающих в ВУЗ студентов указанной категории демонстрирует на 2019–2020 учебный год существенное повышение на 80% по сравнению с 2018–2019 учебным годом. Предполагается, что в связи с повышением возможностей для поступления в ВУЗы студентов с инвалидностью сохранит тенденцию к росту числа поступающих и обучающихся студентов с особыми потребностями. Это требует от всех структур факультета методической и психологической подготовки к работе с указанной категорией студентов. В мае-июне 2019 году ответственные за инклюзивную работу сотрудники ВУЗа прошли обучение при помощи четырех вебинаров организованных ресурсно-методическим центром.

В рамках подготовки инклюзивных волонтеров в ВУЗе со студентами с инвалидностью и ОВЗ на базе ресурсно-методического центра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» прошли подготовку два студента Объединенного совета обучающихся ВУЗа. Обучение заключалось в подготовке инклюзивному студентов студенческого актива волонтерству как форме социальной активности молодежи, а также практике взаимодействия инклюзивного волонтерства для реализации проекта конкретной помощи нуждающихся студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Инклюзивный процесс осуществляется по основным направлениям действующих нормативных документов РФ Пермского края и ПНИПУ. В частности приглашаются на консультации, семинары развития личностных, необходимых в обучении качеств.

Предложение ресурсно-методического центра о проведении II Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов «Профессиональное завтра» для студентов с инвалидностью в сотрудничестве с заместителями деканов факультетов доведено до каждого обучающегося молодого человека. Мониторинг выявляет потребность и предлагается помощь в трудоустройстве студентов с инвалидностью выпускников ВУЗа с инвалидностью.

 

  • Методическая работа с кураторами учебных групп (Повышение качества образовательного процесса)

Работа с кураторами 1–2 курсов учебных групп ВУЗа благодаря систематической методической работе в течение всего учебного года вышла на новый уровень повышения качественных и количественных показателей эффективности. Используя различные формы и методы, прежде всего нематериального мотивирования, в частности индивидуальные консультации и личные контакты позволило обеспечить обучение 49 кураторов (на 30% больше чем в прошлом году), установить конструктивные рабочие контакты, выстроить перспективные планы и провести в течении учебного года в учебных группах (ГНФ, ЗОС, ЭТФ) тренинги для укрепления учебной мотивации и профессиональной ориентации студентов. В пользу повышения качественных показателей работы кураторов следует отметить следующие показатели.

Средний балл участников смотра конкурса лучшего куратора увеличился до 11,2 в отличие от рейтинга прошлогоднего конкурса — 8,39. Средний балл анкет оценки студентами своих кураторов — 3,68 по сравнению с 3,24 балла по пятибалльной шкале (общий рейтинг).

Уменьшение общего числа участников смотра конкурса привело к естественному отбору в пользу более "сильных" кураторов. По сравнению с прошлогодним конкурсом смотр конкурс выявил намного меньше нареканий студентов в пожеланиях, такого рода, как "чаще встречаться", "больше мероприятий".

92% участников конкурса «Лучший куратор» в течение года прошли, обучение в рамках Школы куратора, из них 88% кураторов провели тестирование студентов своих групп для оперативной оценки адаптации и мотивации, что на 40%–50% больше, чем в 2018/19 учебном году. В общей сложности 53 учебных групп получили характеристики уровня мотивации и адаптации.

 

  • Исследование антимотиваторов образовательного процесса

Из 808 респондентов контингента студентов 53 учебных групп всех факультетов 1–2 курсов в 2018–2019 учебного года 49,8% первокурсников выделяет собственную лень, в качестве обобщенного понятия обозначающего отсутствие своей увлеченности, организованности и мотивации к активной и продуктивной деятельности в учебном процессе. Мониторинг выявляет позитивную динамику снижения лени по сравнению с 2017–2018 учебным годом, когда более половины 58,8% студентов выделяли лень в качестве антимотиватора учебы. Лень прямо или косвенно влияет на социализацию, профессиональную ориентацию, самоопределение и полноценную реализацию своих способностей за весь период обучения. В повседневной жизни ссылка на лень как антимотиватор активности характерен для 34,8% по сравнению с 47,8% числа студентов в 2017–2018 учебном году.

Следует отметить, что за пять лет мониторинга первокурсников университета, уровень антимотивирующего влияния лени колеблется в широком интервале значений от 73% до 50%.

В 2018/19 учебном году впервые отмечено снижение лени в учебе у студентов ниже 50% отметки до показателя 49,8%. Соотношение между беспокойством за «лень в учебе» и «лень в жизни» на всех исследуемых факультетах за все годы наблюдений всегда склоняется в пользу «лени в учебе».