Новый российский авиадвигатель ПД-14, разработанный пермскими моторостроителями при участии ученых Пермского национального исследовательского политехнического университета, получил Сертификат Типа Авиационного регистра Российской Федерации.
Данный сертификат подтверждает полную готовность двигателя к реализации и эксплуатации. Разработка двигателя осуществлялась в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Проект инициирован АО «ОДК» в целях обеспечения альтернативных поставок авиационных двигателей для перспективных российских среднемагистральных самолетов.
С момента запуска программы «Двигатель ПД-14 для самолета МС-21» прошло десять лет. За это время была проделана мощная и колоссальная работа, которая превратила российское двигателестроение в настоящий драйвер экономического развития страны.
Двигатель был разработан в широкой кооперации предприятий ОДК с применением новейших технологий и материалов, в том числе композитных.
При активном участии ученых ПНИПУ были проведены работы по созданию высокотехнологичного производства элементов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения нового поколения на основе повышения эффективности и качества изготовления с внедрением автоматизированных и роботизированных многофункциональных технологических комплексов. К реализации проекта привлечено более 150 научно-педагогических работников нашего вуза и около 250 молодых ученых, студентов и аспирантов.
В период с 2014 по 2016 года в Научно-образовательном центре авиационных композитных технологий (НОЦ АКТ) Пермского Политеха был запущен проект по созданию лопатки спрямляющего аппарата из композиционных материалов при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по теме: «Научное обоснование конструкторско-технологических решений по созданию высоконагруженных узлов перспективных авиационных двигателей, подверженных интенсивному воздействию аэродинамических факторов, из полимерных композиционных материалов на примере лопатки спрямляющего аппарата».
За три года на основе существовавшего металлического аналога, специалистами НОЦ была разработана и внедрена в серийное производство лопатка из композиционных материалов. Созданы новые математические модели конструкции, проведена серия вычислительных экспериментов для подтверждения принятых конструкторско-технологических решений, разработана конструкция лопатки, технология, изготовлены и проведены исследовательские испытаний опытных партий.
Разработанная конструкция лопатки обеспечила снижение массы каждой лопатки на 40 %, позволила повысить прочность и надежность лопатки по сравнению с металлическим аналогом.
В настоящее время между ПНИПУ и АО «ОДК-Авиадвигатель» заключен лицензионный договор на использование трех патентов.
В 2017 году НОЦ АКТ ПНИПУ получил заказ на изготовление трех партий лопаток для их испытаний и сертификации в составе двигателя.
Поздравляем всех участников проекта с данным событием и благодарим за сотрудничество, профессионализм и преданность интересам российского авиапрома!