Научиться проектированию автономных сервисных роботов можно уже с этого года. В Пермском Политехе активно идет прием заявлений на онлайн-магистратуру, аналогов которой в стране нет. Осваивать компетенции студенты смогут из любой точки земного шара. Обучение будет проходить на роботах компании Promobot. После успешного окончания программы студенты получат диплом магистратуры.
— Программа магистратуры, которую мы открываем, действительно уникальна по многим факторам. Во-первых, это первая программа по сервисной робототехнике в России. Сейчас это направление активно развивается и потребность в специалистах этой области только растет. Кроме того, это проект сетевого взаимодействия между вузами. Здесь сосредоточены силы трех ведущих инженерных вузов страны. И, конечно же, интересен сам формат — обучение будет проходить полностью в онлайн-режиме. Современные технологии без труда позволяют нам заменить физический контакт на дистанционный, а удаленные лаборатории — на виртуальные. Это особенно актуально в нынешнее время. Мы с вами убедились, что онлайн-образование это не будущее, а необходимость сегодняшнего дня, — отметил проректор по учебной работе ПНИПУ Николай Лобов.
Новая программа магистратуры обеспечит студентам максимальный процент интерактива.
— Мы предлагаем студентам магистратуру нового поколения , когда человек в реальном времени слушает лекции, задает вопросы и получает консультацию преподавателя, только все это происходит онлайн, — рассказал Игорь Безукладников, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика» ПНИПУ.
Специально под новую программу в Пермском Политехе создана уникальная лаборатория для удаленного выполнения студентами практических заданий. В ней будут стоять роботы компании «Промобот», а также элементы окружения , которые необходимы для навигации робота, выполнения тестовых заданий. Таким образом, обучаясь на реальных сервисных роботах, студенты смогут получить базу необходимых знаний, начиная от работы сервоприводов, которые используются для движения робота, заканчивая функционированием систем распознавания образов и речи.
— Мы видим, как сейчас меняется мир и как растет в нем роль роботов. Международная ассоциация робототехники давно прогнозирует гораздо более интенсивное развитие сервисной робототехники в сравнении с промышленной. И эта новая программа может дать нашей стране возможность растить своих лидеров в области сервисной робототехники на мировом уровне. А нам такие специалисты нужны уже сегодня, — отмечает Алексей Южаков, председатель совета директоров компании «Промобот».
Благодаря поддержке краевой администрации, обучиться сервисной робототехнике можно будет бесплатно. В этом году запланировано 10 контрактных мест финансируемых из краевого бюджета. Обучение полностью оплачивается из средств гранта Министерства образования и науки Пермского края с выплатой стипендии обучающимся. Прием заявлений стартовал с 20 июня. Подать документы можно через личный кабинет абитуриента на сайте вуза.
Над учебным планом программы работали три вуза: Пермский Политех, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет и Казанский авиационный институт. Всего студентов ожидает 24 курса, каждый из которых закреплен за одним из вузов. В частности, в ЛЭТИ будущие специалисты по робототехнике научатся разрабатывать системы распознавания образов для автономных сервисных роботов, производить цифровую обработку сигналов в системах управления объектами робототехники, а также освоят профессиональный иностранный язык.
Преподаватели Казанского авиационного института обучат студентов работе с электронными устройствами автономных сервисных роботов. Пермский Политех предоставит студентам наибольшее количество курсов — 16. Например, магистрантов научат осуществлять социально-гуманитарную экспертизу робототехнических проектов.
— Это уникальный курс, такого не встретишь больше ни в одном российском или зарубежном вузе. Здесь нашей задачей будет научить инженера методике социально ответственного проектирования инновационных технологий. Особое внимание здесь будет уделяться этическим аспектам социальной робототехники. В разработке курса принимали участие философы, психологи, социологи и инженеры - отсюда и междисциплинарный характер, — рассказала руководитель курса «Человеко-машинное взаимодействие и оценка технологий», доцент кафедры философии и права ПНИПУ Елена Середкина.