В современном инженерном образовании недостаточно дать студентам только теоретические знания. Гораздо важнее научить применять их в реальных рабочих ситуациях. Именно этот принцип лежит в основе дисциплины «Технологии обеспечения качества при изготовлении головных образцов единичных изделий», которую преподает доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения», кандидат технических наук Евгений Шлыков.
Совместно с традиционным форматом в учебный процесс внедрены интерактивные практики, ориентированные на результат. Занятия построены на методе обучения действием. Студенты не только осваивают теорию качества, но и развивают гибкие навыки: командную работу, межличностные коммуникации, лидерский потенциал и креативное мышление. Основная задача — не просто прочитать материал, а добиться его понимания и умения использовать на практике.
Роль преподавателя в такой модели меняется. Он становится не транслятором информации, а модератором и наставником, который вовлекает в процесс и заинтересовывает, удерживает внимание и активизирует аудиторию, побуждает к действию — к рефлексии и практическому применению знаний.
На занятиях студенты погружаются в решение прикладных задач с помощью набора профессиональных методов: диаграмма Ишикавы для анализа причин производственных проблем, мозговой штурм для генерации идей, ABC-анализ для расстановки приоритетов, а также диаграмма разброса и расчет коэффициента корреляции для решения вопросов, например, связанных с износом инструмента.
Эти методы отрабатываются в интерактивных форматах, моделирующих реальную среду. Например, в деловой игре «Процессный пазл: контроль качества» студенты в командах проходят три этапа: определяют объекты контроля, выбирают его виды и проводят групповое обсуждение. А в практике «Вертушка: Причины и меры решения проблем с качеством» такой подход позволяет быстро проанализировать проблему с разных сторон и выработать комплексные меры по ее устранению.
Прохождение программы «Трансформация образовательного курса с применением современных технологий обучения» у Галины Арзамасовой, доцента кафедры «Охрана окружающей среды», положило начало к внедрению новых методов в работу со студентами. Самый важный итог — когда обучающийся не просто запомнил формулу, а смог применить ее для рефлексии и решения конкретной практической задачи.
На занятиях разбираются не абстрактные упражнения, а реальные кейсы с производств, проблемы и задачи от предприятий, которые становятся основой для выпускных квалификационных работ. Это дает будущим специалистам бесценный опыт и уверенность перед выходом на рынок труда.


