Абитуриентам

Программа по русскому языку и литературе

Программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе является программой-минимумом и составлена в соответствии с типовыми программами средней общеобразовательной школы.

1. ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Лексика и фразеология

Лексика и фразеология современного русского языка. Наиболее употребительные в последнее время иноязычные слова. Русские эквиваленты, cоответствующие иноязычной лексике.

1.2. Орфография и морфология
  • Правописание гласных и согласных в корне слова.
  • Употребление Ъ и Ь знаков.
  • Правописание приставок.
  • Гласные «ы» и «и» после приставок.
  • Гласные после шипящих и «ц» в суффиксах и окончаниях.
  • Правописание сложных слов.
  • Правописание «не» и «ни» с различными частями речи.
  • Правописание «н» и «нн» в суффиксах.
  • Окончания и суффиксы имен существительных.
  • Личные окончания глаголов.
  • Окончания и суффиксы имен прилагательных и причастий.
  • Правописание наречий.
  • Правописание союзов и предлогов.
  • Правописание частиц.
1.3. Пунктуация
  • Тире между членами предложения.
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  • Знаки препинания при повторяющихся словах.
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
  • Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения.
  • Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
  • Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  • Пунктуация при оборотах, не являющихся придаточными предложениями.
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
  • Знаки препинания при прямой речи.
  • Знаки препинания при цитатах. 
  • Употребление кавычек.
  • Сочетание знаков препинания.
1.4. Синтаксис и стилистика
  • Выбор слова (смысловой и стилистический отбор лексических средств, устранение канцеляризмов и штампов, плеонастических сочетаний слов и тавтологии и др.).
  • Выбор падежной формы.
  • Согласование сказуемого с подлежащим.
  • Нормативное употребление причастных и деепричастных оборотов.
2. ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

По литературе поступающий в ПГТУ должен показать:

  • знание содержания текстов перечисленных ниже художественных произведений, понимание их тематики, проблематики, основной идеи;
  • знание наиболее известных изречений из художественной литературы, ставших «крылатыми»;
  • знание основных этапов историко-литературного процесса XIX и XX вв., роли изучаемого автора и произведений в литературном процессе;
  • умение рассмотреть каждое произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов;
  • умение рассуждать на сквозные (вечные) темы (темы: «лишнего человека», «маленького человека», одиночества, исторической памяти, неравенства людей в обществе, трагической судьбы человека в тоталитарном государстве, роли выдающейся личности в истории государства, интеллигенции в переломные моменты истории (революция, война), взаимоотношений людей, тема «отцов и детей», русской деревни и ее сложной судьбы, нравственного величия и самоотверженности русской женщины, экологии и др.).

На вступительных испытаниях по русскому языку и литературе даются темы сочинений проблемного характера для того, чтобы стимулировать умственную активность абитуриента.

В сочинениях на вступительных испытаниах в нашем вузе придается большое значение:

  • умению правильно (в соответствии с нормативами литературного русского языка), понятно, логично, связно, выразительно излагать свои мысли на заданную тему;
  • убедительно и аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • увязывать рассматриваемые в сочинениях проблемы с современностью.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Статья И.А. Гончарова «Миллион терзаний».

А.С. Пушкин. Лирика: «К морю», «К Чаадаеву», «Вольность», «Арион», «Анчар», «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...», «Я вас любил...», «На холмах Грузии...», «Я помню чудное мгновенье...», «Осень», «Вновь я посетил...», «Евгений Онегин». Статьи В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (8-я и 9-я).

«Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Эхо», «Когда за городом задумчив я брожу...», «Бесы», «Моя родословная», «Два чувства дивно близки нам...», «Бородинская годовщина», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») и другие (по выбору абитуриента).

«Дубровский», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов», «Повести Белкина» (одна из повестей по выбору абитуриента).
М.Ю.Лермонтов. Лирика: «Смерть поэта», «Поэт», «Бородино», «Дума», «Родина», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...», «Герой нашего времени». Статьи В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени».

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Пророк», «Желание», « На севере диком...»,«Узник», « Пленный рыцарь», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Я не унижусь пред тобою...».

«Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Демон».

Н.В.Гоголь. «Мертвые души», «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Шинель», «Выбранные места из переписки с друзьями» (главы по выбору).

А.Н.Островский. «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница» (по выбору абитуриента). Критические статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы», А.А. Григорьева «После «Грозы» Островского», «На всякого мудреца довольно простоты».

И.А.Гончаров. «Обломов». Критические статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов». Роман И.А. Гончарова», А. В. Дружинина «Обломов». Роман И.А. Гончарова».

И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Критические статьи Д.И. Писарева «Базаров», М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н.Н. Страхова «Отцы и дети» И.С. Тургенева». Стихотворения в прозе (по выбору абитуриента), «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь» (повесть по выбору абитуриента).

Н.С. Лесков. «Очарованный странник».

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?».

Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы».

Н.Г. Помяловский. «Очерки бурсы» (по выбору абитуриента).

В.А. Жуковский. «Море», «Певец во стане русских воинов».

А.В. Кольцов. «Косарь».

Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...»

А.А. Фет. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Прости — и все забудь...» и другие (по выбору абитуриента).

Н.А. Некрасов. «В дороге», «Тройка», «Коробейники», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «На Волге», «Родина», «Элегия», «Пускай нам говорит изменчивая мода...», «Нравственный человек», «Тишина», «Памяти Добролюбова», «Внимая ужасам войны...», «Кому на Руси жить хорошо», «Школьник», «Крестьянские дети», «Вчерашний день часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Рыцарь на час», «Сеятелям», «Еду ночью по улице темной...», «Что ты, сердце мое, расходилось...», «Умру я скоро...», «Я не люблю иронии твоей...», «О, письма женщины нам милой...», «Зине», «Мороз Красный нос», «Орина, мать солдатская» (по выбору абитуриента).

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (2-3 по выбору абитуриента), «Господа Головлевы». «История одного города» (главы по выбору абитуриента).

Л.Н.Толстой. «Война и Мир», «Анна Каренина», «Воскресение» (по выбору абитуриента).

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание», «Идиот» (по выбору абитуриента).

А.П. Чехов. «Ионыч», 2—3 рассказа (по выбору абитуриента), «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» (по выбору абитуриента).

А.И. Бунин. «Антоновские яблоки», «Деревня», «Чистый понедельник», «Темные аллеи» и другие рассказы по выбору абитуриента.

А.И. Куприн. «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся».

В.Г. Короленко. «Чудная», «Река играет», «Огоньки», «Слепой музыкант» (по выбору абитуриента), «Письма к Луначарскому».

Поэзия серебряного века: стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, Н. Гумилева, А. Ахматовой, И. Северянина, О. Мандельштама, М. Волошина, В. Ходасевича, М. Цветаевой (2—3 стихотворения по выбору абитуриента).

А.А. Блок. «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Русь», «Родина», «На поле Куликовом» («Река раскинулась...»), «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Двенадцать», «Вхожу я в темные храмы...», «Девушка пела в церковном хоре...», «Осенняя воля», «Рожденные в года глухие...», «Скифы».

М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Челкаш» и один-два рассказа по выбору абитуриента. «На дне», «Мать» или «Фома Гордеев» (по выбору абитуриента). «Несвоевременные мысли» (фрагменты по выбору).

С.А. Есенин. «Береза», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «О красном вечере задумалась дорога...», «Мир таинственный, мир мой древний», «Неуютная жидкая лунность...», «Письмо женщине», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Русь Советская», «Каждый труд благослови, удача...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Анна Снегина». «Выткался на озере алый свет зари...», «Поет зима — аукает...», «Я последний поэт деревни...», «Письмо матери...», «Я иду долиной...», «Мы теперь уходим понемногу...».

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Нате!», «Мама и убитый немцами вечер», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Необычайное приключение», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка! Вместо письма», «Облако в штанах», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!» (по выбору абитуриента).

Тема революции и гражданской войны в произведениях А. Серафимовича «Железный поток», И. Бабеля «Конармия», Д. Фурманова «Чапаев», М. Булгакова «Белая гвардия», «Бег», В. Вересаева «В тупике», Н. Островского «Как закалялась сталь» (по выбору абитуриента).

А.Н. Толстой. «Петр Первый» (общая характеристика произведения).

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда окончилась война...», «Спасибо, моя родная...», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Жить бы мне век соловьем-одиночкой...», «Собратьям по перу», «Памяти матери», «Не стареет твоя красота», «Моим критикам», «Василий Теркин», «За далью—даль», «По праву памяти» (по выбору абитуриента).

М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору абитуриента).

Тема коллективизации в произведениях А. Платонова «Котлован», В. Вересаева «Сестры», С. Залыгина «На Иртыше», В. Белова «Кануны», Б. Можаева «Мужики и бабы», В. Тендрякова «Хлеб для собаки», С. Антонова «Овраги» (по выбору абитуриента).

Человек на войне в произведениях К. Симонова, А. Фадеева, М. Шолохова, В. Некрасова, В. Гроссмана, К. Воробьева, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Быкова, О. Ермакова (по выбору абитуриента).

Возвращенная литература: произведения М. Булгакова, Б. Пильняка, А. Платонова, Е. Замятина, В. Шаламова, Ю. Домбровского, В. Тендрякова, Б. Пастернака (по выбору абитуриента).

Литература русского зарубежья: произведения И. Бунина, И. Шмелева, Б. Зайцева, М. Алданова, В. Набокова, А. Аверченко, И. Бродского, В. Войновича и других (по выбору абитуриента).

А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Красное колесо» (по выбору абитуриента).

Литература 60—90-х гг.: основные темы, проблематика, герои, тенденции литературного процесса на примере 2—3 произведении В. Астафьева, Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, В. Белова, В. Распутина, Ю. Трифонова, В. Шукшина, Ф. Искандера, Б. Окуджавы, К. Рубцова, В. Высоцкого, Л. Мартынова, Л. Вознесенского, А. Тарковского, Ю. Кузнецова, А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, А. Вампилова.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter.

Copyright © 1998-2025
РЦИ ПНИПУ, ПРЕСС-СЛУЖБА ПНИПУ
+7 (342) 2-198-119, newschannel@pstu.ru
Приемная комиссия ПНИПУ +7 (342) 2-198-065, enter@pstu.ru

Наверх