Кафедра Авиационные двигатели (АД)
О кафедре
История
История создания кафедры берет свое начало с 1930-х годов, когда в Перми был построен моторостроительный завод, организовано проектирование и производство авиационных двигателей. В середине 1950-х годов с переходом на газотурбинную технику, расширением предприятий потребность в специалистах с высшим образованием стала расти, так что возникает необходимость подготовки инженерных кадров для пермской школы авиационного двигателестроения в Перми. Именно тогда по инициативе руководства моторостроительных предприятий в Пермском вечернем машиностроительном институте, вошедшем впоследствии в состав Пермского политехнического института, была начата подготовка инженеров-специалистов по авиационным двигателям.
Кафедра «Авиационные двигатели» образована в 1955 г. вместе с одноименным факультетом. Основателем факультета и кафедры, первым заведующим кафедрой стал профессор А.П.Кужма. В 1958 г. состоялся первый выпуск, председателем Государственной аттестационной комиссии был генеральный конструктор П.А.Соловьев.
С момента своего основания кафедра была ориентирована на подготовку специалистов для пермских предприятий моторостроительного комплекса. Благодаря поддержке этих предприятий в шестидесятые годы была создана лабораторная и методическая база учебного процесса, начаты научные исследования.
В 1980-2000 г.г. кафедрой руководили доцент Ю.Н. Серегин, доцент В.А. Ефремов, профессор В.Г. Августинович, доцент А.Д. Дическул.
С 2000 г. кафедрой руководит генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», доктор техн. наук, профессор А.А. Иноземцев. Заместитель заведующего кафедрой - доктор техн. наук, профессор М.А. Нихамкин.
Главное достижение кафедры — ее выпускники. За годы существования кафедры подготовлено более 2500 специалистов. В их числе — руководители крупных конструкторских и производственных коллективов в авиационной промышленности, энергетике, машиностроении и коммерческих организациях, научные работники, преподаватели. Выпускники кафедры составили известную во всем мире пермскую школу авиационного двигателестроения. Это они создали уникальные двигатели Д-20П, Д-25В, Д-30, Д-30КУ, Д-30КП, Д-30Ф6 для самолетов Ту-124, Ту-134, Ил-62М, Ту-154М, Ил-76, МиГ-31, Су-47 "Беркут", М-55 "Геофизика", вертолетов Ми-6, Ми-10. Они создали единственный в России двигатель четвертого поколения ПС-90А для самых современных магистральных самолетов Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300, на котором летает Президент России. Это они создают сейчас семейство двигателей нового поколения ПД-14.
Среди выпускников: Иноземцев А.А. — генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», первый заместитель генерального конструктора генерального директора ОАО «Авиадвигатель» Кокшаров Н.Л., заместители генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Чернов В.И., Юдина З.С., Черномордик А.А., Сандрацкий В.Л., Семенов А.Н., генеральный директор ОАО «Редуктор-ПМ» Семикопенко Н.А., генеральный директор, главный конструктор ОАО «СТАР» Дудкин Ю.П., заместитель генрального директора Управляющей компании «Пермский моторостроительный комплекс» Дическул М.Д., заместитель генерального директора ОАО «Протон-ПМ» Сарачев О.С., генеральный директор ОАО «Пермские моторы» Ивкин Н.С., генеральный директор ЗАО «Искра-энергетика» Васильев А.А., генеральный директор ЗАО «Пермская электротехническая компания» Кухарчук В.В., президент компании «Авиализинг» Киндеркнехт В.В., директор Пермского филиала Росбанка Зеленкин А.В., директор Пермского авиационного техникума Дическул А.Д. и другие.
Связь кафедры с предприятиями
Место работы наших выпускников, база производственной практики, курсового и дипломного проектирования студентов — предприятия двигателестроительного комплекса Перми. Многотысячные коллективы этих предприятий, занимающихся разработкой и производством наукоемкой высокотехнологичной продукции, — интеллектуальная элита нашего города.
Пермская школа авиационного двигателестроения, заслуженно признанная в мире авиации, ассоциируется с коллективами ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Пермский моторный завод», именами легендарных авиаконструкторов А.Д. Щвецова и П.А. Cоловьева. Пермские газотурбинные двигатели для самолетов и вертолетов, электростанций и газоперекачивающих комплексов - это более ста тысяч двигателей, более половины авиаперевозок в России. С началом в 1990-е годы разработки и производства газотурбинных двигателей наземного применения выпускники нашей кафедры востребованы предприятиями Газпрома и РАО ЕЭС России.
Кафедра ведет подготовку специалистов в тесном взаимодействии с предприятиями авиационного комплекса Перми: ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Редуктор-ПМ», ОАО «СТАР», ОАО «Инкар», ОАО «Искра», ОАО «Пермтрансгаз», ОАО «Сургутнефтегаз» и др.
Все студенты обеспечены местами производственной практики. Совмещая учебу с работой на базовых предприятиях, студенты имеют возможность участвовать в проектировании и производстве современных двигателей.
Кафедра обеспечивает гарантированное трудоустройство выпускников.
- АО «ОДК-Авиадвигатель» — всемирно известная фирма-разработчик газотурбинных двигателей. В Перми разработано около 30 типов двигателей, каждый из которых обогатил практику мирового авиастроения, дал жизнь новому самолету или вертолету. Несколько поколений инженеров АО «ОДК-Авиадвигатель», практически все нынешнее руководство - выпускники нашей кафедры. АО «ОДК-Авиадвигатель» — предприятие с многолетними традициями уважения к профессионализму и интеллекту специалистов.
- АО «ОДК-Пермские моторы» — одно из крупнейших в России и мире предприятий, занимающихся серийным производством газотурбинных двигателей. АО «ОДК-Пермские моторы» работает в тесной интеграции с АО «ОДК-Авиадвигатель».
- АО «Редуктор-ПМ» разрабатывает, выпускает, ремонтирует и обслуживает редукторы для большинства вертолетов семейства "Ми", наземной газотурбинной техники. Сегодня в мире летает более 12 500 вертолетов с пермскими редукторами.
- АО «ОДК-СТАР» — единственное в России предприятие, которое самостоятельно создает комплексные системы автоматического управления газотурбинными двигателями авиационного и наземного применения. Системы, созданные в АО «ОДК-СТАР», действуют более чем на 50 типах самолетов и вертолетов.
- ОАО «ПАО «Инкар» является ведущим предприятием России по производству систем топливорегулирующей автоматики авиационных двигателей для самолетов и вертолетов.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter.