Top.Mail.Ru
РусРусский язык
Что такое пранки и почему их жертвами все чаще становятся западные политики — рассказывает социолог Пермского Политеха

Что такое пранки и почему их жертвами все чаще становятся западные политики — рассказывает социолог Пермского Политеха

В наши дни пранки набирают все большую популярность. Константин Антипьев, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Пермского Политеха, объяснил феномен пранков, рассказал об их авторах и жертвах, а также отметил, над чем шутить нельзя.

Что такое пранк?

Словом «prank» в английском языке обозначают выходку, шутку или проказу. В российском обществе слово стало использоваться в 2000-е годы — в период активного развития мобильной связи и Интернета. Однако «пранк» — лишь модное название давно знакомому социальному явлению.

— Еще в СССР дети звонили в дверные звонки и убегали, прячась в подъезде, ожидая бурной реакции жертвы. Это веселило, давало порцию адреналина, особенно когда жилец выбегал из квартиры, либо разражался гневной бранью. Наличие стационарных телефонов также подталкивало к розыгрышам случайных людей. Разыгрывать ответственных лиц (работающих в госорганах, например) мало кто решался, ведь даже советский ребенок знал, что по номеру телефона можно было вычислить звонившего, и тогда пришлось бы отвечать за шалость. В целом, пранки были безобидными и не имели последствий, — объясняет Константин Антипьев.

Телефонные розыгрыши нашли отражение и в продуктах массовой советской культуры. Наиболее запоминающийся телефонный пранк в советском кино реализовал мошенник Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Сымитировав женский голос, аферист выяснил, когда стоматолог Шпак вернется домой, чтобы к этому моменту успеть обчистить его квартиру. Развитие в дальнейшем Интернета вывело пранки на иной уровень. Открылось огромное поле для розыгрышей как обычных людей, так и медийных фигур. Теперь слово «пранк» широко известно, ведь удачные розыгрыши освещают даже на ТВ.

Самих пранкеров можно рассматривать как субкультурную социальную группу. Как и многие современные субкультуры — она виртуальна. Пранкеры общаются, обмениваются данными через создаваемые группы, чаты в мессенджерах и социальных сетях. Личные контакты минимальны. В основном, пранкеры — это молодые люди. Есть свои лидеры, свои любимые жертвы, используемые технологии психологического воздействия (например, выведение человека из уравновешенного состояния, чтобы он сорвался на крик или оскорбления), сленг. Они стремятся дольше сохранять анонимность, это еще больше подогревает интерес к их розыгрышам. Широкое распространение пранки получили на площадке YouTube, однако видео публикуются не столько для личного веселья, сколько для привлечения внимания и новой аудитории. Авторы пранков могут зарабатывать как на прямой рекламе, так и на монетизации за счет массовости просмотров. Пранки интересны массовому зрителю.

— Еще пранк рассматривают как вид троллинга, то есть форму социальной провокации или издевательства в сетевом общении. Задача пранкера не только получить от жертвы информацию, но и вывести ее на эмоции. В основном пранкеры безобидны и стараются соблюдать этические нормы. Например, неприемлемо разыгрывать инвалидов, тяжелобольных людей, детей, затрагивать трагедийные темы, над которыми не стоит шутить. Но, есть и те, кто нарушает эти запреты ради известности. Например, пранкер Евгений Вольнов, который после трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» стал распространять ложную информацию о большом числе жертв. Это закончилось для него заочным приговором суда. В этом случае пранк превратился в телефонный терроризм, — рассказывает ученый-социолог ПНИПУ.

Пранкер Евгений Вольнов (настоящее имя — Никита Кувиков) распространил фейковую информацию о  погибших во время пожара в ТЦ «Зимняя вишня». Украинский блогер, представившись сотрудником МЧС, обзванивал морги, сообщая о трех сотнях жертв (официальное число погибших — 64). Запись телефонных разговоров пранкер опубликовал в своих ресурсах в социальных сетях. Против блогера возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

Как работают пранкеры?

Жертвами пранков часто становятся медийные личности, например, политики, музыканты, актеры. Реже — обычные люди. После определения жертвы, идет поиск контакта, изучение информации о жертве, построение схемы диалога. Российские пранкеры Лексус и Вован обычно выбирают политиков из недружественных стран, поэтому их не без основания подозревают в сотрудничестве с российскими спецслужбами. Просто так, в сети, не найдешь номер телефона статусной жертвы, да и часто политики не отвечают на звонки с незнакомых номеров. Такие политические розыгрыши сразу попадают в фокус внимания СМИ, особенно если жертва «наговорила лишнего» или противоречила в разговоре своим же публичным высказываниям.

На днях Алексей Столяров (Лексус) и Владимир Кузнецов (Вован) совершили звонок Элине Валтонен, министру иностранных дел Финляндии. Представившись африканским политиком, пранкеры обсудили с главой иностранного ведомства позицию Финляндии в текущей политической обстановке. Жертвами пранкеров также стали министр иностранных дел и министр обороны Швеции.

— Для пранкера принципиально важно установить контакт с жертвой, получать развернутые ответы, провоцировать резкие высказывания. Рутинный разговор никому не будет интересен. Чем больше экспрессии проявит собеседник пранкера, тем больше будет внимание публики. Идеально, если жертва использует нецензурные выражения, нелестно отзывается о других лицах, это позволяет поднимать просмотры и улучшать известность, — добавляет Константин Антипьев.

Стоит отметить, что розыгрыш может быть реализован как социальный эксперимент. Например, когда пранкер переодевается в бездомного или инвалида, а камера фиксирует реакцию людей: сострадание, желание помочь или, наоборот, безразличие и неприязнь. Подобные ролики указывают на наличие социальной проблемы, визуализируют ее.

Почему пранки популярны?

Во время пранков звезды шоу-бизнеса или политики раскрываются, снимают с себя маски. Они становятся похожими на обычных людей, несколько наивных и, даже, глуповатых. Простым людям может нравиться, когда дурачат статусных людей, особенно политиков. Ведь согласно распространенному стереотипу, политики сами дурачат обывателей. Кроме того, интересно наблюдать не только за реакцией жертвы, но и за актерской игрой самого пранкера. Ведь он должен дольше удерживать жертву и вытянуть из нее скрываемую на публике информацию. В пранке до конца сохраняется интрига, непонятно, как жертва будет реагировать, узнав, что ее разыгрывают.

Пранк как традиция существует уже давно. С развитием Интернета розыгрыши стали формой привлечения аудитории и наращивания популярности. Но важно не заиграться: известны случаи, когда пранкеры подвергались уголовному преследованию.


17.10.239750

Похожие Новости

Есть новость?
Предложи нам!

Предложить новость

politehperm