В последнее время вновь активизировались телефонные мошенники. Жертвами могут стать в том числе сотрудники высших учебных заведений, к которым злоумышленники обращаются от лица руководства. Рассказываем, какой алгоритм действий они используют и как защитить себя от манипулятивного воздействия.
Телефонные мошенники применяют следующую стратегию:
- Звонят сотруднику университета через Телеграм (или другой мессенджер) от имени руководства, используя поддельные имена и фамилии начальников, а также их фотографии, которые отображаются на экране телефона;
- Сообщают (обычно уже в текстовом формате), что с ними свяжутся представители Министерства науки и высшего образования или специальных служб (ФСБ, МВД и так далее) по важному вопросу;
- Для большей достоверности они могут оправить поддельные голосовые сообщения, по звучанию похожие на оригинал;
- Далее вновь поступает звонок, якобы от сотрудника спецслужб, который информирует о проблемах с денежными средствами сотрудника в банке;
- Для убедительности мошенники направляют копии или фотографии подложных документов, актов, приказов и постановлений;
- Стремятся получить доступ к аккаунту на Госуслугах сотрудника или убеждают его снять денежные средства и перевести их на «надежные» счета.
Будьте внимательны и не поддавайтесь на провокации. Если вам поступил звонок или сообщение, в подлинности которых вы не уверены, соблюдайте важные правила безопасности:
- Не сообщайте никакие коды, которые вы получаете в смс уведомлениях;
- Не запускайте на телефонах или компьютерах приложения, направленные в мессенджерах;
- Незамедлительно завершайте беседу, не вступая в диалог с незнакомыми пользователями;
- Проинформируйте своего непосредственного руководителя о подозрительном звонке или сообщении;
- Проверьте личность контакта — если звонящий или пишущий с неизвестного номера представился вашим знакомым, свяжитесь с ним по актуальному номеру.