Проект «Цифровая кафедра», созданный в рамках «Приоритет-2030», реализуется в Пермском Политехе с 2022 года. Он позволяет студентам всех специальностей без отрыва от основного обучения получить дополнительную ИТ-квалификацию. Программы рассчитаны на 9-12 месяцев. Участники приобретают не только теоретические знания, но и практические навыки во время стажировок в ИТ-компаниях и других предприятиях региона.
В 2024-2025 учебном году к «Цифровой кафедре» присоединились более 1500 человек, включая 120 иностранных студентов. Команда из 75 ведущих преподавателей вуза и отраслевых экспертов разработала 14 программ профессиональной переподготовки максимально соответствующих требованиям кадрового обеспечения направлений технологического суверенитета страны и отражающих актуальные тренды в сфере информационных технологий. Вне зависимости от базового образования, участники осваивают современные цифровые технологии, включая умные транспортные системы, 2D- и 3D-моделирование, анализ больших данных, робототехнику, интернет вещей, лингвистический дизайн и нейросети.
— В проекте используется практико-ориентированный подход: обучение построено на решении реальных задач и кейсов, предоставленных индустриальными партнерами университета. Это позволяет слушателям сформировать надпрофессиональные и «мягкие» компетенции, необходимые для построения успешной карьеры, — отметила директор Института развития ПНИПУ, руководитель проекта «Цифровая кафедра» Ирина Герасимчук.
Так, одним из ключевых направлений подготовки стала программа «Цифровая трансформация нефтегазового комплекса». Ее участники из числа горно-нефтяного и факультета иностранных студентов осваивают квалификацию «Инженер-аналитик», что позволяет им в дальнейшем работать с цифровыми технологиями в нефтегазовой отрасли.
— Особенностью программы является ее прикладная направленность. Слушатели проходят стажировки в ведущих технологических компаниях Пермского края, таких как АО «ЭР-Телеком Холдинг», ООО «Промобот», ООО «Парма-Телеком» и АО «Предприятие В-1336», где знакомятся с реальными производственными процессами. Помимо этого, они изучают современные цифровые инструменты и участвуют в создании инновационных проектов, например, студенческого VR-музея промышленных изделий. Практическая подготовка дополняется глубокими теоретическими знаниями, что позволяет выпускникам уверенно начать карьеру, — подчеркивает Александр Щербаков, старший преподаватель кафедры «Нефтегазовые технологии».
Ярким подтверждением эффективности программы стала успешно завершившаяся в феврале практика на предприятиях ПАО «Лукойл» и ООО «Старсейдж», в которой приняли участие 339 человек. Этот опыт позволил студентам погрузиться в решение актуальных отраслевых задач под руководством опытных наставников.
Такой подход к организации практической подготовки применяется и в других образовательных программах. В настоящее время 51 студент направления «Управление проектами и процессами в сфере ИТ» проходит практику в ООО «ГринДата». Руководителем выступает доцент кафедры «Экономика и финансы», кандидат экономических наук Марина Ахметова.
— Очень важной частью программы является именно стажировка на предприятии-партнере. Студенты работают на платформе GreenData, которая позволяет разрабатывать бизнес-приложения любого масштаба и сложности. Они погружаются в рабочую среду, пробуют себя в качестве low-code разработчиков, закрепляют полученные в ходе обучения навыки и интегрируют их в реальные проекты. Ребята осваивают разработку поэтапно: сначала создают объектную модель, затем настраивают экранные формы, визуальные группировки и автоматические расчеты. Далее они работают с ролевой моделью и бизнес-процессами, подключают источники данных, настраивают дашборды, печатные формы и интеграцию с внешними сервисами. В результате получается полноценное рабочее бизнес-приложение, — рассказала Марина Ахметова.
Арсений Федосеев, студент 2 курса гуманитарного факультета, поделился своими впечатлениями о программе «Цифровая кафедра». Его привлекла возможность совмещать дополнительное образование с основной учебой, а также высокий уровень преподавательского состава и актуальность цифровых компетенций. Направление «Управление проектами и процессами в сфере ИТ» он выбрал сознательно, чтобы улучшить навыки в своей основной области.
— В рамках обучения мы изучали основы проектного менеджмента, планировали бизнес-процессы, составляли карьерные планы и рассчитывали бюджет. Во время практики на платформе мы работаем с визуализацией данных: создаем дашборды и дорабатываем интерфейс, а также настраиваем связи между объектами через алгоритмы. Я уверен, что полученные знания станут важным конкурентным преимуществом, — отметил Арсений Федосеев.
Также о своем опыте участия в программе рассказала второкурсница гуманитарного факультета Ксения Абакумова. Для нее это стало отличной возможностью повысить квалификацию и усилить свои позиции на рынке труда.
— Все занятия организованы в удобном формате — полностью дистанционно и с минимальным объемом домашних заданий, что позволяет легко совмещать их с основной учебой. Я выбрала направление «Управление проектами и процессами в сфере ИТ», чтобы получить знания, необходимые для карьеры бизнес-аналитика — профессии, к которой я очень стремлюсь, — поделилась студентка.
Так, «Цифровая кафедра» дала Ксении ценный опыт практики в «ГринДата» и реальный шанс закрепиться в компании через стажировку.
— Ведущие специалисты компании знакомят нас с low-code-разработкой и учат создавать собственные проекты. У нас всегда есть возможность получить обратную связь и задать интересующие вопросы. Особенно меня впечатлила платформа GreenData, ее многофункциональность, благодаря чему даже с минимальными знаниями можно разрабатывать реальные решения для бизнеса, что, на мой взгляд, самое захватывающее. В настоящее время я уже научилась создавать визуальные элементы для программных продуктов и писать небольшие алгоритмы для обработки данных, — рассказала Ксения Абакумова.
— После завершения практики студенты получают предложение пройти бесплатную сертификацию специалистов, работающих с платформой GreenData. Это позволяет подтвердить квалификацию и открыть новые карьерные возможности. Наличие документа дает шанс трудоустроиться в компанию ООО «ГринДата» или к одному из 400 корпоративных клиентов, включая торговые сети, банки, государственные организации, — добавляет Марина Ахметова.
Другим направлением «Интеллектуальные транспортные системы» руководит директор института дорожного строительства и транспорта, кандидат технических наук Алексей Щелудяков. В рамках программы 73 студента проходят стажировки в ведущих профильных организациях: Центре безопасности дорожного движения Пермского края и компании «ТраффикДэйта».
— Эта программа уникальна и не имеет аналогов. Она создавалась под конкретные запросы индустриальных партнеров, остро нуждающихся в кадрах с цифровыми компетенциями. Наши студенты получают знания, которых нет в стандартных учебных планах: от автоматизации дорожного движения до BIM-технологий в проектировании. Главное преимущество — постоянное взаимодействие с работодателями в течение всего 9-месячного обучения. Слушатели сразу погружаются в решение реальных производственных задач. Таким образом мы решаем ключевую проблему отрасли — готовим специалистов нового типа, которые сочетают фундаментальную подготовку с современными цифровыми компетенциями. Программа напрямую решает проблему нехватки кадров, быстро подготавливая квалифицированных профессионалов, — рассказал Алексей Щелудяков.
Студент 1 курса Института дорожного строительства и транспорта Тимофей Морозов узнал о «Цифровой кафедре» из соцсетей вуза. Перспективы профессионального развития, которые предлагает программа, сразу его заинтересовали.
— Я выбрал «Интеллектуальные транспортные системы», потому что хочу стать квалифицированным специалистом в этой сфере. Сейчас прохожу практику в очном формате в Центре безопасности дорожного движения Пермского края. Это отличная возможность работать с опытными специалистами: мы анализируем транспортные потоки, ищем способы их оптимизации и изучаем работу интеллектуальных систем. Самое интересное — живое общение с экспертами и погружение в практические задачи. Я уже освоил работу с базами данных и методы их анализа. В будущем планирую применять эти знания для углубленного изучения передовых технологий и карьерного развития в транспортной отрасли, — поделился политехник.
Таким образом, «Цифровая кафедра» в ПНИПУ представляет собой успешную модель сотрудничества университета с предприятиями реального сектора экономики, позволяющую подготовить высококвалифицированных и востребованных специалистов на рынке труда.