В Пермском Политехе с 1 июля дан старт уникальному профориентационному проекту для школьников «Абитуриент 360°», который реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Эта инициатива призвана кардинально изменить подход к выбору будущей образовательной траектории, помогая абитуриентам сделать осознанное и взвешенное решение, основанное на глубоком понимании своих интересов и перспектив различных учебных направлений, а не на стереотипах или общественном давлении.
Зачастую выпускники школ и колледжей выбирают вуз и специальность под влиянием поверхностных представлений об учебной программе. Впоследствии это может привести к разочарованию — ожидания различаются с реальностью в процессе обучения — или отказу от желаемого направления из-за страха перед сложностями и неуверенности в престиже выбранной профессии.
Руководитель проекта, доцент кафедры «Экономика и финансы», кандидат экономических наук Анна Мельникова, отмечает, что идея «Абитуриента 360°» родилась из многолетнего опыта работы в сфере профессионального самоопределения школьников и стремления создать единую брендированную профориентационную систему, которая объединила бы весь Пермский Политех.
— Наша целевая аудитория проводит много времени в гаджетах, и игры стали неотъемлемой частью мастер-классов и профессиональных проб. Это вдохновило нас объединить все эти направления. Так появилась концепция геймифицированного тестирования: участники выбирают одного из четырех персонажей, который проводит их через вопросы, погружает в атмосферу студенчества и знакомит с факультетами ПНИПУ в интерактивном режиме, что позволяет создать эмоциональную связь с вузом еще до поступления, — пояснила Анна Мельникова.
«Абитуриент 360°» планируется реализовывать в двух взаимодополняющих форматах — дистанционном и очном. Уже сейчас в официальной группе проекта доступна тестовая версия игры, которая по результатам прохождения рекомендует ребятам один приоритетный и один-два дополнительных также наиболее подходящих факультета в зависимости от их ответов. Это позволяет школьникам расширить представления об университете, избавиться от предрассудков и заранее, в комфортном для себя формате, изучить все направления подготовки Пермского Политеха, соответствующие их интересам.
Со следующего учебного года будет запущен офлайн-формат, включающий интерактивные площадки в стенах университета. Вместо традиционных профориентационных встреч здесь будут проводиться игровые симуляции для выявления сильных навыков будущих студентов. На станциях будут работать специалисты-игротехники, которые оценят способности участников и определят их склонность к конкретным направлениям обучения. Для более глубокого погружения факультеты будут организовывать экскурсии в корпуса, мастер-классы, интенсивы, тренинги и дни открытых дверей, что поможет сформировать у абитуриентов четкую ассоциацию: «здесь я смогу реализовать себя и стать востребованным специалистом».
Как подчеркивает Анна Мельникова, уникальность «Абитуриента 360°» заключается в комплексном подходе. Через геймифицированное приложение школьники сначала погружаются во внутренний самоанализ, лучше понимают свои истинные интересы, сильные стороны и карьерные предпочтения. И только затем, получив этот ориентир, они могут осознанно соотнести себя с возможностями университета через внешнюю экспертную оценку. Такой путь — от внутреннего запроса к внешнему выбору — позволяет выпускникам не просто узнать о факультетах, а найти среди них именно тот, что станет органичным продолжением их личности. Уже закрепив этот интерес, абитуриент может целенаправленно взаимодействовать с выбранным факультетом через дни открытых дверей, интенсивы и экскурсии, чтобы глубже погрузиться в его образовательную среду и окончательно убедиться в своем выборе.
Над проектом работает большая команда профессионалов: разработкой программного приложения занимаются инженер Передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» ПНИПУ Вадим Данелян и студенты кафедры «Вычислительная математика, механика и биомеханика» ПНИПУ Александр Черевко и Илья Оньков. Научную достоверность тестирования обеспечивают психолог, доцент кафедры «Социология и политология» Ольга Юрьева и руководитель социологической лаборатории проблем высшего образования ПНИПУ, старший преподаватель кафедры «Социология и политология» Эдуард Кощеев. Важную роль играет фокус-группа, состоящая из школьников, абитуриентов и студентов Пермского края и других регионов России, которые участвуют в оценке визуального контента, выборе слоганов проекта и тестировании игрового приложения.
Для дальнейшего масштабирования инициативы планируется заключить соглашения с Пермским региональным отделением МООО «Российские студенческие отряды» и Министерством образования и науки Пермского края, что позволит расширить профориентационную работу среди учащихся 9-11 классов в рамках проекта «Абитуриент 360°».