Во все времена основной исторической задачей университетов было сохранение и развитие знаний, особенно путем обмена знаниями между преподавателями и студентами. Изменение содержания профессий, обусловленное глобальным процессом сближения, а также начало реформирования отечественной экономики предопределили начало сотрудничества между Европейскими и Российскими университетами. С 1990-х годов мы стали свидетелями первых успешных образовательных проектов, инициированных ведущими университетами. Как и сейчас, успех сотрудничества во многом определялся личностными контактами.
Так, для Пермского Политеха стало знаковым знакомство профессора Тамары Серовой с Петером Скалицки, будущим ректором Технического университета г. Вена (ТУ Вена). Благодаря опытному и активному профессору ПНИПУ, которая смотрела в будущее и неустанно заботилась об улучшении связей между ТУ Вена и ПНИПУ, удалось создать мощное сотрудничество.
После рабочих визитов проректоров обоих вузов и многих заведующих кафедрами концепция сотрудничества была уточнена, проработана, сформулирована и получила дальнейшее развитие в виде соглашения о сотрудничестве в следующих областях: очистка воды, утилизация и переработка отходов, компьютерная техника и автоматика, механика материалов и конструкций. С 1992 года профессор, д.пед.н., Тамара Серова была руководителем соглашений о сотрудничестве и координатором совместных проектов с Техническим университетом г. Вена.
В 1997 году в рамках программы Tempus Tacis был инициирован первый крупный совместный проект по введению экологических наук в инженерное образование, основным партнером в котором стал Венский технический университет. Координаторами проекта со стороны ПНИПУ были профессор кафедры иностранных языков, лингвистики и межкультурной коммуникации Тамара Серова и профессор кафедры охраны окружающей среды Яков Вайсман. Стоимость этого проекта составила около 600000 долларов США. В проекте были задействованы более 50 сотрудников университета с четырех факультетов.
Основная цель проекта заключалась в разработке учебно-методических программ экологических дисциплин для введения в учебные планы и государственные стандарты по факультетам и кафедрам. Успешная реализация задуманного позволила существенно повысить академическую мобильность студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава ПНИПУ, качество предоставляемых образовательных услуг, укрепить статус университета в сфере международного образовательного пространства и создать предпосылки для вхождения Пермского Политеха в другие Европейские проекты.
Развитие взаимоотношений между университетами на уровне «профессор-профессор» позволили совместно проводить научные исследования, организовывать конференции, а также начать академическую мобильность: более 150 профессоров и 100 студентов и аспирантов ПНИПУ прошли курсы обучения и повышения квалификации в Венском техническом университете.
В свою очередь австрийские профессора приезжали в Пермь для проведения мастер-классов и чтения лекций, а студенты и аспиранты Венского университета — для стажировок и включенного обучения.
— Для нас сотрудничество с Техническим университетом Вены стало своеобразным «окном» в Европу. Наше партнерство заложило основы международной деятельности в ПНИПУ, — отметил президент ПНИПУ Василий Петров.
В преддверии 30-летнего юбилея сотрудничества между Венским техническим университетом (Австрия) и Пермским национальным исследовательским политехническим университетом мы открываем серию статей, посвященных различным аспектам взаимоотношений наших университетов.
Текст: Анатолий Терехин