Об этом и не только на радио "Эхо Москвы в Перми" рассказал ректор ПНИПУ Анатолий Александрович Ташкинов главному редактору радиостанции Роману Попову в рамках передачи "Биография".
Всё интервью носило очень дружеский и ностальгический характер. Ведущему программы Роману Попову Анатолий Александрович рассказал о своей предыдущей работе в качестве ученого-физика, а также о своем становлении как ректор.
"Мне очень приятно, когда обо мне говорят как о человеке, которому важна наука, потому что, к сожалению, мне кажется, что я все больше погружаюсь в рутину ректорской работы, в то время, как мой идеал – это как можно глубже сохранить во мне все то, что связывает меня с наукой," - отмечает ректор ПНИПУ. Помимо этого, он рассказал о том, что, будучи школьником, он не был склонен к гуманитарным наукам и имел единственные три четверки – по литературе, русскому языку и обществознанию. Но, как выразился сам ректор: "Те знания, которые в то время в нас вкладывали, сегодня потянули бы на пятерку с плюсом".
Ключевыми темами для дискурса стали современная система высшего образования и развитие Пермского Политеха. Ректор ПНИПУ рассказал, что количество лабораторий в вузе неуклонно растет, а вместе с ними и возможности студентов заниматься исследовательской деятельностью. Но вот по поводу эффективности современной системы высшего образования Анатолий Ташкинов дал критический отзыв:
- Знаете, любую работу можно сделать лучше. Сказать, что в бакалавриате мы что-то системно не ухватили – я бы не сказал. Да, конечно, 4-летнее образование, по сравнению с 5-летним, которое было, характеризуется сокращением профессиональных дисциплин. Бакалаврское американское образование не очень ценится даже в Европе. Вот магистрское и PHD американское образование - это что-то. Вот бакалаврское европейское образование – это уже что-то. Поэтому, я бы здесь не кивал на кого-то, а говорил о каждом университете в отдельности. Мы – национальный исследовательский университет. У нас магистрские программы подготовки открыты для всех – можете спокойно продолжать образование. Конечно, в прикладных науках бакалаврское образование ущербно, по сравнению со специалитетом. Кто с этим поспорит? Я считаю, что наше естественнонаучное, математическое образование не только не хуже, а в подавляющих случаях лучше, чем то, что дают там.
Качество приема в университет - это, по мнению ректора, единственная существенная проблема, с которой приходится ежедневно сталкиваться. Оно недостаточное и наблюдается резкая дифференциация - наряду с сильными ребятами приходят те, которые не имеют потенциала для учебы в университете. Но Анатолий Александрович отметил, что решить эту проблему возможно:
- Мы же промежуточная ступень между школой и предприятиями. Потребители – предприятия. Всю работу со школьниками в части их ориентации на эти знания они вынуждены финансировать. Привлекаются абитуриенты из других регионов. Но возникает проблема с общежитиями. Мы – один из 15 вузов России, которые строят новое общежитие. Даже построив его, у нас останется огромный дефицит мест. Я всегда мечтал, чтобы к нам из других городов ездили школьники в научно-познавательные парки, как наши сейчас ездят в аквапарки в другие города. Для того, чтобы в Перми создать такую среду не требуются баснословные деньги. Но мы получили бы для себя большое количество талантливых абитуриентов из других городов.
В качестве итога интервью можно сказать, что Анатолий Ташкинов - ректор-реформатор, у него есть четкие планы и перспективный взгляд на будущее Пермского Политеха.
С более подробным интервью можно ознакомиться здесь.