Новая концепция вождения «Мобильность 4.0» ставит перед нами новые серьезные проблемы: насколько «умными» и автономными могут и должны быть транспортные средства? Могут ли машины принимать моральные решения? Какие этические границы должны быть установлены? Кто будет определять эти границы? Какими моральными критериями и правовыми нормами должна руководствоваться автомобильная промышленность? И какими должны быть дороги будущего и инфраструктура в целом?
Пермский Политех собрал экспертов из разных областей науки (философов, инженеров, юристов), чтобы попытаться найти ответы на поставленные вопросы.
3 декабря 2018 года в ПНИПУ состоялась панельная дискуссия «Беспилотные автомобили: моральные вызовы и правовое регулирование» в рамках III Международной научно-практической конференции «Образ инженера XXI века: искусственный интеллект и общество». Перед началом дискуссии с докладом выступил директор Института оценки техники и системного анализа г. Карлсруэ, руководитель офиса по оценке техники в Бундестаге, профессор А. Грунвальд. Он поведал о своем опыте работы в Комиссии по этике, которая разработала этические сопровождения для беспилотных автомобилей и представила их в августе 2017 года Федеральному министерству транспорта и цифровой инфраструктуры Германии.
После доклада состоялась панельная дискуссия с участием следующих ключевых спикеров:
- руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ (АНО Робоправо) А.В. Незнамов (Москва),
- зав. кафедрой автоматики и телемеханики проф. А.А. Южаков,
- профессор кафедры философии и права С.В. Комаров,
- доцент кафедры философии и права Н.В. Столбова.
Модераторами дискуссии выступили: зав. кафедрой философии и права профессор В.Н. Железняк, руководитель научно-исследовательской лаборатории RRI_Lab Е.В. Середкина.
Организаторы мероприятия — научно-исследовательская лаборатория RRI_Lab, кафедра философии и права.