Тематический номер «Метафизика искусства» научного журнала «Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право» вышел в свет и выложен на сайт журнала.
Материал посвящен метафизике (онтологии) искусства. Впервые редакция и авторы выдержали максимальную чистоту замысла: показать связь «эстетического» с открытием реальности, телесности, вещности, их манифестирования, погружения в их стихию, в их своеобразную автономию и свободу. Тема метафизики искусства предполагает также и обращение к более традиционным «онтологиям»: к выявлению античной, христианской или социальной архетипики произведений искусства.
Онтологическая тематика, нашедшая отражение в статьях данного номера, может быть систематически обозначена (разумеется, с известной долей условности) следующим образом:
— за пределами традиционной эстетической оценки (статьи К.В.Прозументика, Я.Э. Цырлиной, О.С. Мышкина, И.В. Абдрашитовой);
— та же идея выхода к реальности через произведение искусства как медиума бытия — своеобразное трансцендирование, но на примере конкретных видов искусства и творчества:
- поэзия, литература (статьи В.Н. Железняка, Н.А. Хафизовой, Н.В. Столбовой);
- музыка (статьи А.Д. Дурнева, Д.А. Ярочкина);
- живопись (статья Я.Э. Цырлиной);
- кино (статьи Ю.В. Журавлевой, Ю.Г. Воронецкой-Соколовой).
Онтология искусства — одна из ключевых тем журнала. В настоящем номере она разворачивается следующим образом. Новое осмысление незаинтересованности как условия эстетического созерцания и художественного творчества; своеобразное «недеяние», позволяющее отключиться от опредмечивающих и объективирующих условий жизни, програмирующих человеческую субъективность. Эта эпистемологическая и антропологическая предпосылка новой эстетики сменяется глубинной проблемой замены переживания феноменальной данности – телесной интенциональностью. Появляется парадоксальная тема нечеловеческой (не-только-человеческой) предметно-вещественной эстетики. Важным фронтом этого движения мысли остается осмысление языка и речи, в частности – оригинальный поворот темы, показывающий, как через визуализацию (например, иллюстрацию) язык находит свою границу с реальностью.
Плодотворным и важным (с точки зрения редакции журнала и его авторов) является исследование самих произведений искусства, в которых обнаруживаются эйдетические и поэтические структуры, позволяющие выйти в мир, бытие, реальность, миф. Поэзия и «поэты поэзии» не утверждают права своей причудливой субъективности, но, скорее, наоборот, стремятся решительно преодолеть ее в пользу мира «без меня», в пользу глубинных мифологем (Афродита, Лилит, Ева) или личной «экзистенции». Так, музыка — как звучащий феномен — подчиняется логике разворачивания наличной бытийной ситуации или, благодаря ее интонационной природе, обретает в языке (или, наоборот, сообщает языку) свое бытийное основание. Современная живопись и кинематограф реализуют такие схемы чувственности, которые позволяют не просто обрести новый опыт существования, но, в известной степени, выйти за пределы опыта как такового. Более того, инженерное творчество (как, видимо, и любой предметный вид творчества) вполне может быть рассмотрено по аналогии и в «парадигме» художественной деятельности.
Редакция выражает надежду, что статьи данного номера заинтересуют всех специалистов, работающих в рамках очерченных здесь направлений.