5-6 декабря в Пермском Политехе прошла IV Международная научная конференция «От обращения с отходами к управлению ресурсами», участие в которой приняли как российские эксперты, так и ведущие зарубежные ученые. Эрвин Биннер и Марион Хубер-Хумер (Институт управления отходами Университета естественных и прикладных наук г. Вены) и Марко Ритцковски (Институт экологических технологий и энергетики Гамбургского технического университета) рассказали о совместном проекте с учеными Политеха, экологической стратегии будущего и о существующих проблемах утилизации отходов в Европе
— Вы придерживаетесь какой-то цели, участвуя в конференции?
Марион Хубер-Хумер: Конференция — место встречи экспертов для обмена знаниями. Пока существует разрыв между теми системами обращения с отходами, которые есть в европейских странах и тем, что есть на данный момент в России. Европейские требования очень строгие: система обращения с отходами стала меняться примерно с 80-х-90-х годов. Система обращения с отходами в Австрии формировалась на протяжении 25 лет и продолжает совершенствоваться до сих пор.
Эрвин Биннер: Наши системы, в частности, австрийская и системы обращения с отходами в Европе, достаточно сложные и комплексные. Мне интересно смотреть, какие именно решения внедряются здесь, в России. Также необходимо учитывать разницу в ситуации: те подходы, которые замечательно работают в Австрии, могут быть непригодны в вашей стране. Демографическая, социально-экономические ситуации могут отличаться. В зависимости от этого будут применяться и разные решения.
— С какими проблемами столкнулась ваша страна при становлении системы утилизации отходов?
Марион Хубер-Хумер: Нужно было существующие неорганизованные полигоны перевести в состояние организованных. Это было, наверное, самой большой проблемой.
— А какие проблемы актуальны сейчас?
Марион Хубер-Хумер: Основная проблема касается экономики замкнутого цикла, которая стоит сейчас во главе угла экологической политики Евросоюза. Она включает определённые целевые показатели, которых должна достичь каждая страна. В частности, по проценту перерабатываемых отходов. В ближайшем будущем вызовы будут касаться предотвращения появления отходов в принципе, поскольку самый главный приоритет любой системы обращения с отходами — сделать так, чтобы их просто стало меньше.
Эрвин Биннер: Основа любой экономики — наличие роста: больше товара производится, больше товара потребляется. И, соответственно, всё это приводит к образованию отходов. Предотвращение образования отходов будет связано с перестройкой экономической системы, это будет сложно.
— Как перерабатывают отходы в Австрии?
Марион Хубер-Хумер: У нас практически никакие отходы не попадают на полигоны сразу. Меньше чем 0,1% идет прямо на захоронение, порядка 40% так или иначе перерабатывается — компостируется, сжигается. Но это касается только твердых коммунальных отходов. Их количество в Австрии составляет около 4 млн тонн. Если рассматривать все отходы, включая от сноса зданий, строительства или, например, экскавированные грунты, то картина изменится кардинально. Порядка 40-45% таких отходов идут на полигоны. Можно сделать вывод, что Австрия еще достаточно далека от экономики замкнутого цикла.
Эрвин Биннер: Что касается органических и биогенных отходов, к которым относятся, например, кухонные отходы, то в их составе до сих пор после сортировки бывает до 20% смешанных отходов. Следует лучше производить раздельный сбор, чтобы большую часть этих органических отходов собирать отдельно и перерабатывать разными способами: компостировать или получать удобрения для сельского хозяйства.
— Чему посвящены ваши доклады на конференции?
Марион Хубер-Хумер: Я рассказываю о роли полигонов в экономике замкнутого цикла, будут ли они иметь место в будущих системах управления отходами, и как всё это будет работать. Также расскажу о концепции «Zero waste». Эта модель идеалистическая и заключается в том, что на полигон должно отправляться ноль отходов.
Эрвин Биннер: Моя тема — роль биопластиков в системе управления отходами. Являются ли биоразлагаемые пластики решением для каких-либо современных проблем, связанных с отходами? Я считаю, что нет. Проблема, связанная с любыми пластиками, в том числе биоразлагаемыми, заключается в том, что на их производство тратится очень много энергии, и при компостировании биоразлагаемых пластиков мы эту энергию теряем. Получается, что их нужно перерабатывать. Тогда возникает общая проблема любых пластиков любых видов, потому что они различны: каждый отличается по составу и каждый требует своей технологии переработки.
— А какое решение тогда требуется?
Эрвин Биннер: Задача состоит в том, чтобы заменить продукт, который используется один раз, на что-то, что используется повторно.
— Вы уже давно сотрудничаете с Политехом, в частности, с кафедрой охраны окружающей среды. Один совместный научный проект уже закончен. Расскажите, чему он был посвящен?
Марион Хубер-Хумер: В первом проекте задачей было определить характеристики полигонов в части эмиссий парниковых газов, в том числе метана.
Эрвин Биннер: Мы исследовали основные, базовые моменты, связанные с отходами. Прежде всего рассматривалось качество отходов, их газовый потенциал, то есть потенциал образования свалочного газа. У австрийских полигонов и тех, которые есть в России.
— Сейчас вы работаете уже над вторым проектом, в рамках которого занимаетесь разработкой геоинформационной платформы.
Марион Хубер-Хумер: Верно. Создается база данных характеристик полигонов захоронения отходов. Она будет использоваться не только компаниями-операторами полигонов, но и другими заинтересованными сторонами — учеными или властями, например.
Марко Ритцковски: Проект действительно является инновационным, мы все вместе движемся в поиске лучших решений.
— Где проводится большая часть исследований: в России, Австрии или Германии?
Марион Хубер-Хумер: Большая часть измерений проводится в России. Здесь есть все необходимое оборудование. Роль университета BOKU (Венский университет природных ресурсов и прикладных наук — прим. ред) заключается в том, что мы предлагаем свой опыт, знания и данные, которые могут помочь. Также для верификации результатов, которые мы получаем здесь, могут проводиться параллельные измерения в Австрии.
Марко Ритцковски: То, чему можно научиться здесь у русских коллег, и то, чему мы однозначно здесь учимся — это открытость новым идеям, готовность их внедрять. Этого, возможно, не достает Германии, возможно, Австрии. Поскольку область обращения с отходами очень быстро развивается, ни в коем случае нельзя думать, что мы достигли потолка и можем расслабиться и наблюдать самые лучшие технологии. Всегда нужно смотреть вокруг и быть готовым внедрять новые идеи у себя.
— Есть ли какая-то экологическая стратегия будущего, которой мы должны следовать, чтобы избежать глобальных катастроф?
Марион Хубер-Хумер: Поменять систему экономики, которая основана на росте, а также повлиять на поведение потребителей. В Австрии идет дискуссия о том, каким будет будущее. Одни решения принимаются благодаря планированию, а другие из-за катастроф. Может случиться так, что произойдёт такая катастрофа, которая заставит нас что-то поменять.
Эрвин Биннер: Определенно могу сказать, что решение должно быть конечным. Замена пластика биопластиком им не является.
Марко Ритцковски: Мы, как ученые, стараемся делать для общества максимум, но неизвестно, как общество воспримет эти изменения.
Текст: Мария Новикова