Ученый ПНИПУ рассказал, что ожидает российскую валюту и каковы возможности выхода из сложившейся экономической ситуации.
— К обвалу рубля привели последствия карантинных мер против коронавируса, которые снижают производство и потребность в ресурсах, снижение цен на нефтяных рынках, жесткие санкции в отношении России и спекуляции на валютных рынках против рубля. Ниже него упал только мексиканский песо. Все макроэкономические показатели говорят о том, что у нашей экономики достаточный запас прочности. Но негативные воспоминания о пережитом дефолте у людей остались, — считает доцент кафедры «Экономика и финансы» ПНИПУ, кандидат экономических наук Александр Горшков.
В качестве примера подобной ситуации эксперт приводит опыт Японии. В 1971 году там установили плавающий курс йены по отношению к другим валютам. Стоимость 1$ изменилась с 30 до 100 JPY, сейчас курс йены составляет 109,8250 JPY за доллар. Как поясняет экономист, Япония зарабатывает с помощью экспорта. Цены на внешних рынках практически не изменились, а внутри страны — выросли. На предприятиях ввели жесткий режим экономии, повысили производительность труда и качество продукции. Таким образом Япония не только не потеряла внешние рынки, но и расширила их, внутриэкономическая ситуация стабилизировалась.
— Плавающий валютный курс, по сравнению с управляемым, действует как «встроенный стабилизатор» экономики. Она подстраивается под меняющиеся условия, воздействие внешних факторов тоже сглаживается. Например, при росте цен на нефть рубль укрепляется, и это снижает риски «перегрева» экономики. В обратном случае российская валюта ослабевает, и за счет увеличения объемов экспорта и стимулирования импортозамещения отечественные производители получают поддержку. Поэтому есть альтернатива: или высокий курс рубля, или дефолт в стране. Сейчас курс российской валюты держится на относительно высоком уровне, — рассказывает экономист.
Как поясняет эксперт, фондовые рынки нестабильны с февраля этого года из-за пандемии коронавируса. В начале марта они стали чрезвычайно изменчивыми: колебания составили 3-5 %. 9 марта произошел развал сделки ОПЕК+, и все индексы Уолл-Стрит упали более чем на 7 %. Это было худшее падение со времен Великой рецессии 2008 года, но на этом оно не закончилось: в «черный четверг» цены на акции по всей Европе и Северной Америке снизились более чем на 9 %. Падение рынков — это результат биржевой паники, считает пермский ученый. Происходит «отскок», индексы отыгрывают утерянные позиции, и рынок ожидает действий других участников.
В частности, падение цен на нефть оказывает негативное влияние на валюту Саудовской Аравии. Как рассказывает эксперт, страна готовится к огромным потерям: крупнейшая экономика арабского мира закрыла кинотеатры, торговые центры и рестораны, прекратила авиаперелеты, приостановила паломничество.
Россия не сократила добычу нефти, что снизило цену на нее. Сейчас США занимают третье место в мире по добыче нефти. Зарубежные СМИ считают низкие цены на «черное золото» козырем России и объясняют это тем, что производство сланцевой нефти затратнее традиционной добычи. Низкие цены могут подтолкнуть к банкротству многих производителей сланцевой нефти в США.
По мнению экономиста, теперь ситуация будет зависеть от действий игроков рынка. В частности, Саудовская Аравия хотела поставлять нефть в Европу по цене 25$ за баррель, но сейчас по ее инициативе будет проведена онлайн-встреча с лидерами G20 для обсуждения сложившейся ситуации. Bank of America заявил, что экономика США «впала в рецессию». Именно рецессия, считает ученый, может стать спусковым механизмом, который положит начало глобальному экономическому кризису.
— Сейчас важна позиция потребителей нефти по этому вопросу, в первую очередь Китая. Также будет значимой роль России на внешнем и внутреннем рынках. От грамотных действий властей и активной позиции граждан зависит место страны в мировой экономике, — объясняет Александр Горшков.