Уже шесть недель студенты ПНИПУ учатся дистанционно: с 17 марта вуз находится в режиме повышенной готовности из-за распространения коронавирусной инфекции. О первых результатах «удаленного» обучения и о том, какие возможности дает новая ситуация, рассказали сотрудники Пермского Политеха.
— Мы были готовы к решению такой масштабной задачи, как перевод всего университета на другие «рельсы» — на формат дистанционного учебного процесса. Отчасти это связано с тем, что у нас уже есть опыт такой работы: несколько лет назад в Политехе был факультет дистанционных образовательных технологий, на котором удаленно учились сотни студентов. Затем эти инструменты можно было использовать для организации самостоятельной работы студентов и учебного процесса заочников, для обеспечения их электронными конспектами лекций и тестирования, а по некоторым направлениям — для проведения лабораторных работ, — рассказывает директор Регионального центра информатизации ПНИПУ Александр Труфанов.
По его словам, на инфраструктуре вуза развернуты такие известные LMS-платформы (Learning Management System — система управления курсами), как Moodle и Open edX. Их сейчас активно наполняют учебными материалами. Кроме того, преподаватели и студенты активно используют Zoom и Discord, но основным решением для них стал BigBlueButton. Это свободно распространяемое программное обеспечение, которое развернуто на серверах университета. Оно позволяет преподавателям в режиме видеоконференцсвязи общаться со студентами, показывать презентации и другие документы, рабочий стол докладчика или приложения. Эти лекции можно записывать, предоставлять студентам доступ к ним, чтобы они повторяли пройденные материалы.
После двух недель учебы в дистанционном формате преподаватели выявили интересный факт: посещаемость занятий возросла.
— По тем направлениям, где невозможно провести занятия дистанционно, их перенесут на следующий семестр. К ним относятся, например, некоторые лабораторные работы. Это связано с уникальностью оборудования, которое не восполнит работа с электронными тренажерами. Невозможно также заменить обучение на бесплатные версии специализированных программных продуктов. По этим дисциплинам занятия перенесут на следующий семестр, — рассказывает начальник управления образовательных программ Пермского Политеха Дмитрий Репецкий.
Большинство преподавателей, по его мнению, вошли в формат дистанционного обучения и используют возможности электронно-информационной образовательной системы вуза. От сотрудников поступают запросы на их расширение. После завершения самоизоляции университет использует наработанный материал в образовательном процессе.
— При переходе на дистанционное обучение у нас не возникло сложностей с точки зрения организации. Университет на протяжении многих лет уделяет особое внимание цифровизации своей работы. Это касается не только учебного процесса, но и организации научной и административной деятельности. У каждого студента и преподавателя есть доступ к личному кабинету в системе: там находятся все актуальные новости, расписание занятий, методические материалы, — делится доцент, заместитель заведующего кафедрой «Инновационные технологии машиностроения» ПНИПУ Тимур Абляз.
Видеолекции преподаватели проводят с применением доступных программ, которые рекомендованы Министерством науки и образования РФ. По словам Тимура Абляза, войти в число сильнейших инженерных вузов университету помогло использование современной лабораторной базы. Студенты учатся работать на уникальном оборудовании, применяя лицензионные программные комплексы. Такую работу невозможно перевести полностью в дистанционный формат, так как у студентов нет дома специализированного ПО и оборудования. Поэтому вуз предоставил возможность работать в программных пакетах ANSYS, SolidWorks, CATOPO, Statistica, MATLAB через удаленное подключение к компьютерам университета. Студентам также помогает и то, что производители многих программных продуктов предоставили к ним на период дистанционной работы бесплатный доступ.
— Учебный процесс не останавливается, наоборот, он становится более интенсивным. Каждый день мы находимся в плотном контакте со студентами, иногда пары затягиваются и переходят в формат более живого общения. Ребята стараются приложить максимально больше усилий. Зачастую одновременно в личные сообщения пишут студенты, магистры, аспиранты, коллеги. Но это очень здорово, ведь мы работаем и развиваемся, — рассказывает преподаватель.
Работа ученого невозможна без проведения научных исследований, подчеркивает доцент. Он и его коллеги регулярно проводят эксперименты и получают новые зависимости, на основании этих данных развивают учебные дисциплины, публикуют научные статьи, подают заявки на гранты и защищают диссертации. Но, по его мнению, даже наличие современных программных комплексов по моделированию физических процессов не позволяет все делать дистанционно. Если нет возможности подойти к оборудованию и провести реальный физический эксперимент, то ученые не смогут создавать новые технологии. Дистанционная работа позволила проанализировать собранный ранее материал, считает доцент. Вместе с коллегами из других вузов, в том числе зарубежных, в онлайн-режиме они готовят публикации в журналы Scopus и Web of Science.
Ученый подчеркивает, что одна из важных мер поддержки от университета — это доступ к каталогу статей на мировых подписных электронных ресурсах. Благодаря этому можно готовить литературные обзоры и патентные поиски, не выходя из дома. Но, по мнению доцента, стоит помнить, что университет выполняет социальную функцию: молодежь учится наиболее эффективно от собственного коллектива. Поэтому дистанционный формат не заменит процесс погружения в образовательную среду, но способен повысить эффективность обучения.