Сегодня, 27 ноября, во всем мире проходит «черная пятница». Будут ли люди в этом году меньше тратить на распродажах и как изменился портрет покупателя, рассказал экономист Пермского Политеха Александр Горшков.
— С приходом в нашу страну традиции «черной пятницы» мы наблюдаем тенденцию: года от года россияне тратят все больше денег. Если в 2014 году в глобальный день распродаж люди совершили покупки на 300 млн рублей, то в 2019 году эта сумма составила 22,3 млрд рублей. Средний чек вырос до 5010 рублей. Такой рост покупок говорит о том, что это не предел, — рассказывает доцент кафедры экономики и финансов Пермского Политеха, кандидат экономических наук Александр Горшков.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса объемы торговли существенно сократились, и «черная пятница» — хороший шанс для предпринимателя поддержать свой бизнес на плаву, считает эксперт. Поэтому, по его словам, количество торговых площадок выросло, в особенности — число онлайн-платформ. В попытке привлечь внимание покупателя предприниматели «запускают» громкие рекламные кампании и увеличивают размеры скидок: например, раньше они не превышали 70 %, а сейчас можно найти варианты покупок со скидкой более 90 %. Перед «черной пятницей» многие крупные компании также проводят собственные распродажи — пытаются снять «сливки», часть денежных средств, накопленных людьми, рассказывает Александр Горшков.
По словам ученого, в 2020 году стоит ожидать высокой активности в онлайн-продажах, так как пандемия привела к ряду существенных ограничений в организации торговли. В отличие от предыдущих лет, когда основными участниками онлайн-торговли были молодые люди, на этих площадках станет больше представителей среднего и даже старшего поколения. На это могли повлиять работа в удаленном формате и самоизоляция, считает экономист.
В этом году стоит ожидать смены приоритетов в покупках, рассказывает Александр Горшков. В 2014 году 50 % приобретенных товаров составили гаджеты и электроника, а 25 % — одежда и аксессуары. В 2019 году в лидерах оказались одежда — ее приобрели 54 % покупателей, обувь (29 %) и товары для детей (23 %), косметика и парфюмерия (20 %), электроника заняла 5-е место (18 %).
— Можно предположить, что в 2020 году вырастет спрос на товары, которые делают жизнь дома более комфортной. К ним относятся электроника, программные продукты, товары для «домашнего офиса», спорта и развлечений, приспособления для «облегчения» быта. В то же время уменьшится спрос на одежду и обувь, — поясняет экономист.
По мнению эксперта, на объемы продаж на «черной пятнице» оказывают существенное влияние национальные традиции. У народов, которые проживают в различных экономических условиях, складываются разные модели потребительского поведения. В условиях рыночной экономики люди склонны тратить деньги, «глядя в свой кошелек», сравнивать выгоды от покупки с ее ценой. В России население не имеет опыта поколений жизни в условиях рынка, поэтому люди могут совершать покупки эмоционально, под действием внешних факторов.