В этом году стартовал второй сезон проектной деятельности. Это направление позволяет юным исследователям из Политехнической школы получать знания и опыт от ведущих ученых ПНИПУ и студентов старших курсов вуза. Такое сотрудничество реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Подробнее о тонкостях организации работы, достигнутых в этом году успехах и планах — в нашем материале.
Проектная деятельность способствует ученикам Политехнической школы знакомиться с актуальными научными задачами вуза, активно участвовать в проведении исследований и создании инновационных продуктов под руководством высококвалифицированных ученых и старшекурсников ПНИПУ. Нестандартные идеи молодого поколения разработчиков и их «свежий» взгляд на производственные процессы становятся дополнительной поддержкой в реализации новых университетских инициатив.
Принципы проектной деятельности
В основе проектной деятельности школьников лежит продуктовый подход. Он предполагает, что каждая разработка ребят имеет практическую ценность и направлена на достижение конкретного результата — создание готового прототипа изделия, программного обеспечения или технологии.
Более того, ученики подключаются к решению реальных задач, которые стоят перед кафедрами и лабораториями Политеха, а также индустриальными партнерами вуза.
Еще один важный принцип проектной деятельности старшеклассников — междисциплинарность, помогающая учащимся применять знания из разных областей науки и учиться работать на стыке предметов, создавая обширные и многоплановые подходы к решению проблем.
— Современное образование требует от выпускников не только теоретических знаний, но и способности применять их в реальных условиях. В этом контексте проектная деятельность становится основополагающим элементом, способствующим развитию у обучающихся критического мышления, навыков работы в команде и решения сложных, многогранных задач, с которыми они столкнутся в профессиональной жизни. Политехническая школа успешно интегрирует проектный подход в образовательный процесс, обеспечивая практическое применение знаний и подготовку будущих студентов к реальным вызовам, — комментирует проректор по приоритетным проектам Павел Волегов.
Организация процесса проектной деятельности
Для координации этой части жизни старшеклассников создан проектный офис Политехнической школы. Его сотрудники осуществляют методическое консультирование участников, определяют ключевые задачи и направления работы, отвечающие современным требованиям и запросам индустрии. Более того, они сотрудничают с научными руководителями — заведующими кафедрами и лабораториями, а также аспирантами, которые активно ведут исследовательскую деятельность.
Непосредственно за реализацию проектов, созданных школьниками, отвечают координаторы и наставники — студенты старших курсов ПНИПУ. Они организуют встречи, консультируют команды и поддерживают их на всех этапах работы.
— Такой системный подход не только позволяет повышать качество образовательного процесса, но и способствует созданию инновационной среды, в которой участники могут реализовать свои идеи и навыки, находить пути для их применения в реальных условиях, — отмечает заместитель руководителя проектного офиса Роман Давлятшин.
Итоги первого проектного сезона: результаты, важные события и ДОМы
Первый сезон проектной деятельности стал продуктивным и результативным. В его рамках старшеклассникам удалось создать множество уникальных инновационных разработок, о которых мы подробно рассказывали здесь. По итогам состоялись успешные защиты проектов. Среди представленных передовых решений оказались следующие:
- виртуальная физическая лаборатория;
- система контроля сварки;
- модель биологической конечности;
- приложение для автоматизации составления расписания;
- VR-тренажер установки электрообессоливания и обезвоживания нефти и многие другие.
Отметим, что ученики работают в составе команд от двух до шести человек. Для улучшения их профессиональных навыков в рамках проектной деятельности внедряются дополнительные образовательные модули (ДОМы), направленные на получение недостающих компетенций. Директор Политехнической школы Татьяна Останина отмечает:
— Мы понимаем, что подключаем учеников в сложные проектные задачи, требующие высокого уровня знаний и подготовки, зачастую выходящей за рамки школьной программы. Для нивелирования этого разрыва в учебный процесс Политехнической школы включены дополнительные образовательные модули, помогающие ребятам решить конкретные поставленные перед ними задачи.
Так, в числе успешно пройденных школьниками факультативов — ДОМ по моделированию в программе Blender 3D, который помог ребятам научиться «отрисовывать» объекты в процессе разработки приложения. Еще один пример — курс по использованию нейронных сетей в распознавании объектов по данным видеокамер. Практическое применение полученных знаний реализовано в проекте по обработке медицинских изображений.
Одним из ключевых этапов работы над проектными задачами стала летняя практика, которая проходила в начале июня. В это время ученики встречались со своим командами практически ежедневно. В результате школьники представили свои продукты на предзащите и получили ценные рекомендации от экспертов. В дальнейшем это позволило дополнить имеющиеся исследования новыми аспектами, повысив их качество.
Благодаря летней практике участники усовершенствовали навыки работы в команде, приобрели умения, востребованные в современном научно-техническом пространстве, и научились применять свои знания при решении реальных задач.
Еще одним важным событием для Политехнической школы стал проектный фестиваль, прошедший в ноябре этого года. Площадка объединила более 200 человек — учеников, наставников, преподавателей и руководство вуза, а также представителей индустрии. На мероприятии старшеклассники продемонстрировали стендовые доклады своих разработок: рассказали о многофункциональном переключателе, индивидуальном 3D-ортезе, моделировании работы аортального клапана, роботе для обнаружения браконьерских сетей в реках, виртуальных тренажерах и других.
По итогам презентаций участники получили ценные отзывы со стороны практикующих специалистов. Кроме того, в рамках фестиваля также состоялась питч-сессия, на которой учащимся Политехнической школы были представлены проекты для крупных предприятий Пермского края: АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы», ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
Планы на следующий проектный сезон
На проектном фестивале руководители обозначили темы предстоящих работ для десятиклассников, а ученики получили возможность лично задать вопросы по интересующим их направлениям и зарегистрироваться для участия в понравившихся проектах. Стоит отметить, что в этом году впервые была использована система приоритетов для распределения участников по группам, которая дополнительно учитывала успеваемость и индивидуальные навыки школьников.
В результате для следующего сезона сформировалось более 30 команд.
Среди проектов, над которыми планируется активно трудиться в новом сезоне — создание биопрепарта для стимуляции роста растений, виртуальной химической лаборатории, разработка прототипа пульта для управления аддитивными установками, системы контроля 3D-печати металлами на основе лазерного датчика, моделирование солнечной активности и многие другие.
В конце ноября уже состоялось первое занятие нового сезона. Оно было посвящено распределению ролей в команде, декомпозиции задач, составлению календарного плана работ. Вскоре будет проведена серия подобных интенсивов при участии кафедры менеджмента и маркетинга ПНИПУ. А следующие встречи будут касаться вопросов коммерциализации проектов, анализа рынка и конкурентов, а также упаковки проектов.
Кроме того, со следующего семестра у юных политехников начнутся новые дополнительные образовательные модули, направленные на получение профессиональных, технических компетенций для конкретного проекта. Как прогнозирует Никита Пиль, востребованными останутся знания в области аддитивных технологий, изучение различных языков программирования, применение методов искусственного интеллекта, разработки дизайна приложений и моделирование в CAD-системах.
— Мы хотим внедрить все успешные практики прошлого сезона, а также учесть недочеты и предотвратить их. Мы уделили большое внимание планированию этапов работ, а также выстраиванию взаимодействия между проектным офисом и командами. В настоящий момент школьники работают над проблематикой своего исследования, изучают существующие решения и возможных конкурентов, формулирует цели и задачи. Большое внимание в самом начале мы уделяем навыкам управления, для этого проводятся общие проектные сессии, — отмечает руководитель проектного офиса Политехнической школы Никита Пиль.
На данный момент все ученики 10-х классов Политехнической школы задействованы в проектной деятельности. Они погружаются в мир научных исследований и технических разработок, решая реальные задачи промышленности уже со школьной скамьи. Ребята планируют не останавливаться на достигнутом. За всеми событиями и новостями проектного обучения следите в телеграмм-канале «Проекты в Политехнической школе».