С 2021 года Пермский Политех является участником самой масштабной в истории современной России программы государственной поддержки развития высших учебных заведений — «Приоритет 2030». Цель проекта — к 2030 году сформировать более 100 прогрессивных современных университетов, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития страны. О том, какие шаги были сделаны для достижения этой важной задачи в 2024 году — подробнее в нашем материале.
Стратегические проекты
В 2024 году при работе над стратегическими проектами «Цифровые технологии освоения недр» и «Создание функциональных систем «материал-технология-конструкция» для аэрокосмической отрасли» удалось достигнуть цель — не только разработать новые технологии производства и обработки материалов, но и создать оборудование, которое сможет их реализовать.
По словам проректора по приоритетным проектам Павла Волегова, Пермский Политех — один из немногих технологических университетов, который смог в короткие сроки достичь подобных результатов.
— На старте программы «Приоритет 2030», мы заявляли о своих амбициях — стать национальным лидером в создании инновационных решений и программно-аппаратных комплексов для критически важных областей, и таким образом внести свой вклад в технологическое лидерство, которое сейчас как никогда актуально. Уже сегодня можно отметить, что в Пермском Политехе мы действительно научились создавать необходимые для развития нашей страны продукты и сервисы. В начале 2025 года мы будем представлять стратегию развития ПНИПУ на Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации, что является подтверждением ценности достигнутых результатов, — добавил Павел Волегов.
Подробнее о результатах проектов читайте по ссылкам:
- «Цифровые технологии освоения недр».
- «Создание функциональных систем «материал-технология-конструкция».
Помимо стратегических проектов, в ходе реализации программы «Приоритет 2030» Пермский Политех ведет работу над 8 проектами институциональных изменений в самом университете. Подводя итоги 2024 года, проректор по приоритетным проектам Павел Волегов отметил самые яркие достижения участников.
Политехническая школа
С 2022 года в Пермском Политехе учатся не только студенты, но и старшеклассники — на базе университета при поддержке губернатора Пермского края открылась Политехническая школа для 10-11 классов. Ключевой составляющей образовательного процесса является проектная деятельность. Это важная часть в системе непрерывной подготовки будущих специалистов для научного сообщества и высокотехнологичных отраслей промышленности. Она способствует интеграции учеников в исследовательскую и производственную сферы с акцентом на развитие компетенций, необходимых для решения реальных производственных задач.
В рамках проектной деятельности юные исследователи погружаются в науку и знакомятся с актуальными научными задачами вуза, активно участвуют в проведении исследований и создании инновационных продуктов под руководством высококвалифицированных ученых, аспирантов и студентов ПНИПУ.
— Проектная деятельность в Политехнической школе — это, своего рода, профессиональная проба для погружения учащихся в инженерную деятельность. Такая деятельность очень показательна — мы демонстрируем, как можно, например, внедрять в школьное образование новые форматы проектной технологической работы. Эффективность системы мы увидели на фестивале, на котором ученики показали результаты своих исследований. В будущем мы планируем использовать эту модель для создания инженерных классов в других школах Пермского края, — рассказал Павел Волегов.
Подробнее о результатах проекта читайте по ссылке.
Центр развития персонала
Целью проекта является создание условий для совершенствования профессиональных и личностных компетенций сотрудников университета. В этом году проектный офис сосредоточил работу на четырех направлениях: разработка программ развития, проведение стратегических и аналитических сессий, организация индивидуальных консультаций, а также оказание помощи подразделениями вуза в поиске нового сотрудника.
— Очень важно, что мы охватываем все ключевые аудитории сотрудников университета — это молодые и опытные ученые, преподаватели, а также наши аспиранты. Руководители проекта учат политехников, например, современным методам и подходам к управлению лабораториями или групповой деятельности. Мы понимаем, что работа преподавателя, в конечном счете, связана с определенными приемами модерации и фасилитации. Этого очень часто не хватает, особенно нашим молодым коллегам, которые только начали свой профессиональный путь, — прокомментировал Павел Волегов.
Подробнее о результатах проекта читайте по ссылке.
«Аспирантура +»
Главная задача проекта — всесторонняя поддержка молодых ученых Пермского Политеха, которые планируют активно развиваться в научной сфере и стремятся вырасти в авторитетных исследователей мирового масштаба. На сегодняшний день участниками программы «Аспирантура+» являются 27 человек, которые проходят обучение по 17 программам: биомеханике и биоинженерии, геотехнологии, горным машинам, математическому моделированию, управлению физико-механическими процессами и многим другим.
Фундаментом деятельности участников проекта становится прежде всего научная работа. Именно она помогает глубоко погрузиться в исследовательские процессы и как можно быстрее прийти к главной цели — защите кандидатской диссертации. Аспиранты самостоятельно определяют индивидуальный план написания статей и их публикаций в журналах уровня ВАК, Web of Science, Scopus и RSCI, а также выступлений на отраслевых конференциях и конкурсах.
— Благодаря «Аспирануре+» мы создаем круг будущих ученых, которые, вступая в проект, уже сейчас связывают себя с университетом в профессиональном плане, четко понимая, что хотят работать в ПНИПУ. Со своей стороны, университет дает всестороннюю поддержку, чтобы обеспечить аспирантам развитие в университете как в качестве ученого, так и в качестве преподавателя, — дополнил проректор по приоритетным проектам.
Подробнее о результатах проекта читайте по ссылке.
Цифровая кафедра
Проект «Цифровая кафедра» успешно реализуется с 2022 года. Он направлен на получение студентами дополнительной квалификации в сфере информационных технологий параллельно с основным обучением.
По итогам 2023-2024 учебного года выпускниками стали более 1100 человек. В сентябре стартовал третий поток, и к проекту присоединились более 1500 новых политехников. Все они проходят обучение по 14 программам профессиональной переподготовки, разработанных командой из 75 ведущих преподавателей ПНИПУ.
— Мы планируем, что уже в следующем году у участников появится возможность получить вторую квалификацию одновременно с дипломом не только по цифровым, а вообще по всем профессиональным компетенциям. Это позволит выпускникам стать наиболее востребованными на рынке труда. В этом году проект вышел за пределы университета. Впервые в рамках консорциума трех вузов — ПНИПУ, ПГГПУ и ПГАТУ — мы начали разрабатывать программы с привлечением студентов из университетов Пермского края. Это стало одним из первых шагов к реализации концепции Кампуса мирового уровня «Будущее Пармы», — рассказал Павел Волегов.
Подробнее о результатах проекта читайте по ссылке.
Стратегические коммуникации
Проект реализуется с 2021 года в рамках двух направлений. Цель первого заключается в качественном преобразовании системы внутренних коммуникаций университета за счет непрерывного развития традиционных и цифровых каналов информации. Так, деятельность по внедрению сервиса корпоративной связи «Corpstories» в текущем году позволяет выводить персонализированный контент на более чем 500 рабочих устройствах сотрудников и точечно информировать аудиторию о текущей новостной повестке.
Второй проект направлен на поддержание позитивного имиджа и репутации университета на региональном, федеральном и международном уровнях. За 2024 год увеличилось общее количество подготовленных пресс-релизов для СМИ, в том числе по научным статьям и патентам экспертного сообщества вуза вышло 212 новостных сообщений в ведущих федеральных изданиях. Это позволило улучшить позиции ПНИПУ в рейтинге представленности в научно-популярных СМИ и занять 2 место среди отечественных вузов.
Также на текущий момент университет входит в ТОП-10 медиарейтинга российских высших учебных заведений по данным компании «Медиалогия». Такой результат вузу удалось достичь впервые.
— Такой высокий результат свидетельствует о том, что ПНИПУ не только успешно реализует научно-исследовательскую деятельность, но и достаточно активно занимается ее продвижением в медиапространстве. Ежедневные публикации в федеральных СМИ — это показатель того, что разработки наших ученых действительно вызывают интерес широкой общественности. Мы научились продуцировать интерес общественности к нашим исследованиям, — отметил Павел Волегов.
Почитать об итогах других институциональных направлений можно по ссылкам:
- Система ранней сквозной инженерной подготовки в зарубежных странах;
- Центр молодежных инициатив;
- Цифровой университет.
В следующем году перед университетом стоят новые вызовы в рамках развития программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Мы уверены, что Пермский Политех продолжит добиваться впечатляющих результатов.