Пермский Политех чтит и помнит подвиги, истории сотрудников университета — участников Великой Отечественной войны. В рубрике «Ветераны ПНИПУ» мы еженедельно рассказываем о наших соотечественниках, которые жили и работали в такое непростое для страны время. Герой сегодняшнего рассказа — Евгения Александровна Барашкова.
Евгения Барашкова родилась 4 ноября 1935 года в Новгороде. В годы Великой Отечественной войны ее жизнь была омрачена трагическими событиями. Во время немецкой оккупации она была вывезена в Литву. Будучи ребенком, она оказалась в фашистском концлагере.
— Хотя мне было всего пять с половиной лет, войну я помню с первого дня. Мой отец служил в саперно-инженерных войсках на восточно-прусской границе в Литве. 22 июня рано утром нас разбудили и в спешке начали собирать в грузовую машину. Мы были частью группы семей военнослужащих, и с нами был солдат для сопровождения. Под бомбежками, которые обрушивались на нас несколько раз в день, мы направились в сторону Вильнюса. Когда звучала команда «Воздух», машина останавливалась, и мы в панике разбегались в разные стороны. В ужасе и страхе мы добрались до точки назначения, но началась бомбежка вокзала. Каким-то чудом мы остались живы, и никого из нас не ранило. Так началась война. Мы добрались до Новгорода, а затем — в деревню Заполье к дедушке с бабушкой. Немцев там не было, но когда замерзли болота, они пришли. Зимой 1943 года всю нашу деревню собрали и отправили в неизвестном направлении. Нас привезли на станцию, погрузили в товарные вагоны и повезли: одних — в Литву, других — дальше в Германию. Мы оказались в городе Шяуляй. Нас разместили на огороженной проволокой территории. Местные приезжали и выбирали работников. Нас поселили в бараке, а дедушку назначили сторожем на кладбище. Мы жили под строгим надзором, испытывая постоянный голод и холод, — делится воспоминаниями Евгения Александровна.
В июле 1944-го после удара «Катюш» немцы отступили из Шяуляя, но уже в августе снова перешли в наступление. Семья оказалась на передовой.
— Война для меня — это сплошной голод, холод и страх. Вокруг гремят взрывы, раздаются выстрелы, проводятся обыски, и каждый день приносит новые потери. В июле 1944 года после артиллерийской подготовки из «Катюш» и интенсивной бомбардировки немцы поспешно покинули Шяуляй. Мы вырыли землянку и в ней ютились. Однако в августе немцы перешли в наступление, и мы оказались на передовой. Снаряды и пули летали повсюду. Мы привыкли к этому и уже могли различать мину от дальнобойного. А сидя на краю окопа, с любопытством наблюдали за воздушными боями. Однажды дедушку ранили в руку. На перевязки он ходил в полевой госпиталь, который был где-то неподалеку. Мы с сестрой ходили на военно-полевую кухню, где нам наливали полные котелки супа и каши, давали хлеб. Нас жалели и окружали добротой и заботой. Война была жестокой и кровопролитной, но никто не думал обидеть ребенка. Мы не боялись усталых солдат с автоматами и чувствовали себя в безопасности. В октябре 1944 года мы изможденные и голодные вернулись в Новгород. Город был полностью разрушен: не осталось ни одного дома, ни деревянного, ни кирпичного. Везде царила разруха, росли бурьян и крапива. Уцелели только стены Новгородского кремля и несколько полуразрушенных зданий внутри него. Наша деревня также была сожжена немцами. Мы начали искать родственников и нашли мою тетю, старшую сестру мамы. Она с семьей укрылась в лесу и избежала захвата. Новгород освободили в январе 1944 года. Тетя приютила нас, и только благодаря ей мы смогли выжить, — рассказала Евгения Александровна.
Весна 1945 года принесла не только хорошую погоду, но и долгожданную новость — «Война закончилась!».
— Весна 1945 выдалась теплой, вовсю цвела черемуха. Я находилась на огороде с тетей, рядом с нами стоял старый усатый солдат с винтовкой. Вдруг раздался крик, сначала издалека, а затем все ближе: «Победа! Победа, война закончилась!». Что тут началось! Шум, слезы, смех, все обнимаются, целуются. Мы нарвали букеты черемухи и отправились в школу, которая находилась в пяти километрах. Вокруг были толпы людей. Ликование заполнило воздух. Мы победили в той войне, потому что наши люди не могли вынести такого насилия и жестокости, — отметила Евгения Александровна Барашкова.
Несмотря на пережитое, Евгения Александровна получила высшее образование, окончив в 1959 году электротехнический факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. С 1962 года на протяжении 36 лет работала в Пермском Политехе сначала преподавателем, а затем заместителем декана ЭТФ. За многолетний добросовестный труд на благо родного университета ей присвоено звание «Ветеран ППИ».
Кроме этого, Евгения Барашкова активно участвовала в общественной жизни и на протяжении нескольких лет возглавляла территориальное общественное самоуправление в микрорайоне Комплекс ППИ (сейчас Комплекс ПГТУ) Ленинского района Перми.