Страничка психолога
Сегодня мы поговорим об одной актуальнейшей теме – стресс во время сессии. Редкого студента не "напрягает" сессия, недаром студенческая молва гласит: "От сессии до сессии живут студенты весело..." И вот она приходит, как неизбежность, как рубеж, и ты идешь, то в бой, то на Голгофу... Зачеты, экзамены, все надо сдать в срок. Каждый ставит свою "планку" качества, но абсолютно все мечтают сдать ее, пройти рубеж, который с каждой сданной сессией приближает нас к заветному диплому.
Для того, чтобы ты был удовлетворен своими результатами, повысил уверенность в своих силах и способностях, необходимо справиться, в первую очередь со своими страхами и волнением. Вспомните ситуацию, когда от волнения бросало то в жар, то в холод, когда забываешь вдруг все, что учил, помнил и заикаясь "лепечешь" что-то преподавателю. Глубину стресса можно уменьшить, если осознать, что стресс и возбуждение во время сессии являются нормальной реакцией на неизвестность и тогда, вместо дезориентации он будет мобилизовать к работе. Проблем, связанных со сдачей сессии, конечно, много, однако, одной из основных является именно стресс.Обозначим три "ямы" на пути работы со стрессом: неуверенность в себе, плохо поставленная задача, лень. Давайте же учиться "приручать" свой стресс, повышать самоконтроль. Итак, начнем!
- Ментальный тренинг (проигрывание в уме предстоящего события) – способ повышения психофизиологических резервов организма. Ментальная тренировка продолжительностью 10–15 мин. частотой 1–5 раз в неделю в течение нескольких месяцев приводит к улучшению показателей психомоторной координации, эмоциональной устойчивости, снижению тревожности. Пройдите в мыслях шаг за шагом по всей ожидаемой ситуации. Представьте весь ход событий экзамена, зачета, взаимодействие с преподавателем.
- Если почувствовали страх, то вам, возможно, помогут эффективные советы предков: медленно сосчитайте до десяти; остановитесь и глубоко подышите: медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание, затем выдохните очень медленно через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием. Напрягите все мышцы на 2 секунды, затем расслабьтесь. Думайте в позитивном ключе: «Я могу это сделать. У меня это уже получалось хорошо!».
- Прием «Зеркало» (в ситуациях сильного эмоционального возбуждения посмотреть на себя в маленькое зеркало и улыбнуться).
- Болевое переключение (подходит для мнительных, излишне чувствительных людей) – больно ущипните себя, уколите скрепкой, иглой.
- Очень медленные движения головой: покачивание, повороты, наклоны.
- Используйте биологически активные точки: энергично массажируйте пальчики рук, особенно суставы.
Рецептов существует много. Каждый студент выберет свой. Выбирайте, и не бойтесь пробовать.
Если же ситуация складывается так, что требуется профессиональная помощь, обращайтесь в психологическую службу университета. Вас ждут и вам помогут. У нас много лет реализуется система помощи в адаптации студентов к обучению в ВУЗе. До новых встреч на страницах газеты с актуальными темами. Пишите о своих способах "приручения" учебного стресса и о том, что вас беспокоит сегодня. (ipmironov@yandex.ru Психолог ПНИПУ Миронов Игорь Петрович).