Страничка психолога
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В 2015-17 ГОДАХ
(Из опыта работы психологической службы ВУЗа на площадке строительного факультета)
Проблема профессионального самоопределения состоит в том, что значительное количество студентов поступает в ВУЗ, но в процессе обучения, часть из них разочаровывается и покидает его. Большое количество молодых людей может закончить ВУЗ, получить профессию, однако не трудятся по полученной специальности. Безусловно, каждый молодой человек имеет право на поиск своего места в жизни и профессии, свое право на ошибки. Однако, психологическая служба ПНИПУ видит свою задачу в том, чтобы уменьшить количество ошибок и расширить возможности в поиске колеблющихся, укрепить свою веру в правильность профессионального выбора.
Согласно публичным статистическим данным, около 60% выпускников в России не работают по профессии. Государство непродуктивно тратит значительные бюджетные ресурсы на обучение молодых людей. Профориентационная работа ВУЗа в отношении самоопределения или укрепления имеющейся мотивации адресована студентам первокурсникам, как основным субъектам образовательного процесса.
Используемые в проекте методики для психодиагностических исследований являются надежными, валидными и большинство стандартизированными в РФ. К достоинствам подобранных методик также следует отнести простоту обработки и высокую информативность полученного материала.
Приведем краткое описание методик и алгоритма профориентационной работы а именно его диагностического этапа.
В начале учебного года проводится тестирование всех студентов первого курса. Тестирование включает батарею из трех методик: типологический опросник MBTI (Майерс-Бриггс); Тест Эрнста Ландольта. (диагностика функционального состояния психической деятельности и работоспособности); психографический тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (интерпретация по А.В.Либину). Результаты анализируются и сводятся воедино в индивидуальной характеристики на каждого студента. Каждый студент с использованием принципа конфиденциальности, получает на руки персональную характеристику своих деловых и личностных качеств, особенностей профессионального развития настоящего времени и перспективы в ближайшего времени.
Приведем перечень критериев отраженных в характеристики профессиональной ориентации студентов по профилям дальнейшего обучения программ бакалавриата:
• Деловые качества социологических типов (по Вайсбанду);
• Стиль обучения, работы и лидерства;
• Проявление компетентности в области требований к обучаемой профессии;
• Типологические особенности личности, «сильные» стороны при обучении той или иной профессии
• Перспективу личностного развития, "слабые" стороны личности.
Для примера приведем характеристику участвующего в проекте молодого человека.
Логичный, решительный, непокладистый человек, обладающий аналитическим складом ума, способен заранее хорошо организовать факты и действия. В деловых и личностных взаимоотношениях руководствуется аргументом: "обопрись на меня".
В настоящее время актуально развитие самого широкого спектра способностей. Находится в поиске себя, своего места в профессии. Может иметь много увлечений и хобби. Нуждаются в мягком подбадривании. Перспектива развития ориентирует на развитие из множества способностей ученого, включающие, прежде всего, аналитико-синтетические, познавательно-поисковые, концептуальные. Достоинства сопряжены с особой тщательностью, пунктуальностью в работе. Стиль обучения, работы и лидерства хорошо ориентирован на практическую деятельность и результат. Предпочитает руководствоваться практическим девизом: "давайте делать это". Проявляет успешную компетентность в области технических навыков к фактам и объектам относящихся к повседневным задачам. Высокий уровень интеллектуальной работоспособности в должной степени обеспечивает высокая скорость работы, темп, продуктивность и выносливость мыслительных процессов, также хорошая точность и устойчивость безошибочной длительной работы. Возможные слабости связанны с колебанием продуктивности и надежности работы. В личностном плане, может слишком быстро принимать решения, торопиться и не увидеть потребности в перемене. В процессе выполнения может упустить некоторые ее нюансы. Предложения по личностному развитию: прежде чем принять решение им необходимо рассмотреть все стороны дела, включая влияние человеческого фактора. Необходимо научиться заставлять себя взглянуть на выгоду от перемен. При принятии решений необходимо время, чтобы определить и осознать свои чувства и ценности.
Далее проводилась оценка эффективности проведенной на факультете профориентационной работы (учебная, внеучебная, учебные практики на предприятиях).
На первом курсе оценка проводилась при помощи давно и успешно апробированных в университете методик оценки адаптации к образовательному процессу (оценка личностной и ситуативной тревожности Спилбергера в адаптации Ханина) а также особенностей мотивации обучения в ВУЗе (методика Ильиной). В методике Ильиной применительно к проблеме профессионального самоопределения анализировались три оценочные шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В качестве итоговой оценки эффективности работы анализировались вопросы анкеты удовлетворенности результатами тестирования (обратная связь), а именно, соответствие себя и выбранной специальности, удовлетворенность психологической характеристикой, а также влияние антимотивирующего фактора в учебе.
Для оценки успешности своего профессионального выбора студентами на втором курсе использовался опросник УУД (удовлетворенность учебной деятельностью).
Следует заметить, что подобный выбор методик на данном этапе реализации проекта вполне оптимален, не является трудоемким в выполнении, обработке и интерпретации. За два года использования в проекте можно заметить, что при наличии на факультете трех-четырех ответственных помощников в обработке тестов профориентационную работу может проводить один-два квалифицированных специалиста (психолога, социолога) ознакомых с означенными методиками.
Резюмируя материал проведенной профориентационной работы, приведем некоторые данные за два года. В частности, студенты второго курса после проведенной на первом курсе активной профориентационной работы, высоко оценили удовлетворенность своим профилем обучения, не смотря на впоне скромные результаты в адаптации и мотивации к образовательному процессу, которые они имели на первом курсе (в сравнении с адаптацией первокурсников следующего года). Рисунок 1
Рисунок 1
Исследование подтверждает лучшую успешность адаптации к образовательному процессу студентов первокурсников текущего 2016/17 года поступления. В качестве иллюстрации динамики самоопределения первокурсников разных лет приведем рисунок 2.
Рисунок 2
Профессиональное самоопределение и выбор профиля обучения молодых людей процесс сложный, однако, успешность его обеспечивается, в том числе проведенной работой психологической службы на строительном факультете. Подеркнем еще раз, что профориентационная работа особенно актуальна в том случае, когда молодые люди колеблются, не уверены в своем выборе и руководствуются "слабыми", внешними мотивами. Именно профориентационная работа выявляет образовательный потенциал в динамике, и способствует осмыслению студентами своих реальных личностных, и деловых возможностей, тем самым косвенно склоняя колеблющихся к разумному выбору. Первокурсники 2016/17 года поступления по всем исследуемым показателям мотивации в учебе и адаптации более успешны и в целом имеют более высокий потенциал обучения и освоения профессиональных компетенций.
Мониторинг профессиональной ориентации необходимо продолжить в следующем учебном году для подкрепления полученных результатов позитивного тренда профориентационной работы и с целью распространению его на других факультетах университета. В настоящее время для повышения надежности результатов проекта он должен развиваться исходя, из актуальной потребности с учетом специфики факультета и с целью лучшего сочетания. Для этого необходимо привлекать к работе новых активных, заинтересованных сотрудников ВУЗа, дополнять проект новым статистическим материалом и оригинальными, проверенными методиками исследования. В новом учебном году необходимо предложить факультетам исследовать лень, как серьезный антимотивирующий фактор а также влияние высокого и низкого уровня формального подхода в обучении студентов на первом и последующих курсах на устойчивость профессионально самоопределения студентов по программам бакалавриата. Если у заинтересованных представителей факультетов возникли дополнительные вопросы, по профориентационному проекту просим обращаться в психологическую службу УСВР к психологу Миронову Игорю Петровичу.