Top.Mail.Ru
РусРусский язык
Кафедра Горная электромеханика (ГЭМ)

Кафедра Горная электромеханика (ГЭМ)

Научная деятельность

Горные и нефтепромысловые машины

Основным направлением научно-исследовательских работ кафедры является повышение эффективности и безопасности эксплуатации горношахтного и нефтепромыслового оборудования.

Специалисты кафедры занимаются вопросами совершенствования оборудования шахтных подъемных установок и проходческо-очистных комплексов.

В рамках НИР каждый студент выполняет учебную научно-исследовательскую работу. Эта работа становится основой специальной части выпускной квалификационной работы.

Также студенты, аспиранты и научные работники кафедры принимают участие в кафедральных, вузовских, городских, краевых, всероссийских и международных конференциях, которые проводятся в разных городах РФ. 

Электрификация и автоматизация горных предприятий

На кафедре действует аспирантура по специальности «Электротехнические комплексы и системы».

Основные научные направления кафедры: экспериментально-теоретические исследования и разработка систем электропривода, автоматизации и электрификации производственных процессов горных и нефтегазовых предприятий.

По данному направлению сотрудниками кафедры был выполнен ряд комплексных научно-исследовательских работ на основе долгосрочных планов сотрудничества и договоров с предприятиями и организациями горной и нефтегазовой промышленности, к числу которых относятся:

  • исследование и разработка систем электроприводов рудничных подъемных установок и принципов автоматического управления технологическим комплексом рудничного подъема с использованием современных достижений в области преобразовательной техники и технических средств автоматического управления;
  • исследование и разработка новых методов и технических средств аппаратурного контроля крепи и армировки шахтных стволов калийных рудников;
  • исследование и разработка преобразовательных агрегатов и защитно-коммутационной аппаратуры для шахтных тяговых сетей;
  • исследование динамики рудничного подвижного состава с целью определения величины и характера изменения усилий в межвагонеточных связях и разработки новых сцепных устройств.

К числу важнейших результатов исследований и новых разработок относятся следующие:

  • схемное построение рациональных систем электроснабжения, методика расчета высоковольтных и низковольтных электрических сетей калийных рудников, оснащенных мощными добычными комплексами и высокопроизводительными транспортными средствами;
  • методика расчета и новый способ измерения токов замыкания на землю в высоковольтных сетях электроснабжения с изолированной нейтралью;
  • новое тиристорное устройство с быстродействующим автоматическим регулятором, обеспечивающее плавное регулирование индуктивности компенсирующих реакторов в зависимости от параметров электрической сети, в результате чего достигается повышенная надежность электроснабжения и электробезопасность;
  • инструкция по настройке и проверке максимально-токовой защиты рудничных аппаратов напряжением до 1000 В и выше;
  • инструкция по устройству и эксплуатации систем заземления в калийных рудниках; 
  • устройство для определения жесткости армировки шахтных стволов;
  • разработка и внедрение тиристорных систем возбуждения электрических машин электропривода рудничных стационарных установок;
  • разработка и внедрение электропривода рудничных подъемных установок с силовыми тиристорными преобразователями;
  • разработка и внедрение новых аналоговых и дискретных систем автоматического управления координатами электропривода и технологическими режимами работы рудничных подъемных установок;
  • классификация технических требований к аппаратам защиты шахтных контактных сетей электровозной откатки от токов короткого замыкания и токов утечки, инструкция по обеспечению электрической защиты контактных сетей;
  • методика расчета и выбора параметров автоматических тиристорных выключателей и тяговых подстанций;
  • технико-экономические требования на фидерный и линейный автоматический выключатели;
  • техническое задание на комплект блоков аппаратуры автоматизации шахтных тяговых подстанций для их серийного производства;
  • разработка малогабаритного автосцепного ударно-тягового устройства, пружинно-гидравлического и пневматического поглощающих аппаратов для рудничных электровозов.

К выполнению научно-исследовательских работ широко привлекались студенты нашей специальности, многие из которых, по результатам исследований, выполнили и защитили дипломные проекты, стали соавторами публикаций и изобретений, получили медали и дипломы Министерства образования РФ.

Результаты научных исследований, выполненных на кафедре, ежегодно докладывались на научно-технических конференциях различного уровня  - от внутривузовских до международных и публиковались в центральных научно-технических журналах, академических и межвузовских сборниках научных трудов, в внутривузовских изданиях.

Кафедрой установлены и поддерживаются творческие и деловые связи с вузами, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими институтами, промышленными предприятиями и объединениями России и рядом стран СНГ. 

В настоящее время на кафедре происходит возрождение научно-исследовательской деятельности.