19–20 декабря в ПНИПУ стартовал новый проект кафедры Государственного управления и истории — «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МАСТЕРСКИЕ». В центре внимания первых мастерских оказались вопросы развития местного самоуправления в России. Пять экспертов из Москвы, Петрозаводска, Перми представили студенческой аудитории различные аспекты развития правовых и политических процессов в сфере МСУ.
Зачин был положен Александром Николаевичем Широковым — одним из разработчиков федеральных законов о МСУ, государственным советником РФ 3-го класса, научным руководителем Российского муниципального форума, членом Экспертного совета Всероссийского Совета МСУ. Московский эксперт представил динамику изменений российской модели МСУ в 1990–2000-е гг., отметив размывание самоуправленческой сущности института МСУ, укрепление вертикали власти, их последствия для жизнедеятельности местного сообщества. Более детально А.Н. Широков раскрыл правовые траектории развития разных аспектов российской модели МСУ: территориальной организации, структуры органов власти и полномочий.
Отдельно на вопросе территориальной организации МСУ, видах муниципальных образований, способах их преобразования остановился второй лектор — Светлана Николаевна Юркова, профессор кафедры Государственного и муниципального управления ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», имеющая опыт работы в системе государственного и муниципального управления. Эксперт акцентировала внимание студенческой аудитории на проблеме укрупнения муниципалитетов, повсеместного отказа на территории России от двухуровневой структуры МСУ и поселений как таковых.
Первый день мероприятия завершил мастер-класс Аллы Евгеньевны Чириковой, посвятившей слушателей в материалы проведенного в 7 регионах России (Татарстан, Воронежская, Свердловская, Ростовская, Иркутская области, Севастополь, Приморский край) 84 интервью с представителями региональной и муниципальной элиты. Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Алла Евгеньевна представила основные характеристики элит (представителей бизнеса, органов региональной и муниципальной власти, бюджетных организаций, общественных деятелей, ученых): потенциал влияния, уровень консолидации, проблемы и вызовы, с которыми они сталкиваются, отношения с Центром. В завершении выступления эксперт обозначила возможные модели взаимодействия регионалов и муниципалов.
Мастер-классы второго дня продолжились раскрытием особенностей протекания локальных политических процессов. Студенты получили возможность ознакомиться с опытом двух разных субъектов РФ — Республики Карелия и Пермского края. Старший научный сотрудник Петрозаводского государственного университета, эксперт Движения в защиту прав избирателей «Голос», политический публицист Олег Чеславович Реут обозначил современные тенденции деполитизации («политика по техническим правилам»), пересекающиеся с гиперполитизацией (возвращением политики в иных формах). Современной в этом смысле выглядит формулировка «не политик, а хозяйственник», которую присваивают некоторые ключевые фигуры муниципального и регионального уровней власти. Представитель Петрозаводска дал студенческой аудитории свое видение ответа на вопрос «Почему?». Ожидания избирателей в данном случае являются определяющими. А стабильность и получение ренты фактически представляют собой мотивационные основания для сужения сферы публичной политики.
В логике рассуждений Олега Чеславовича последовали выступления двух пермских лекторов. Студентка 1 курса магистратуры ПНИПУ «Современный город в системе государственного и муниципального управления» Юлия Константиновна Кочнева и кандидат политических наук, научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Татьяна Борисовна Витковская представили результаты научных исследований реализации нового способа избрания глав в Пермском крае по конкурсу. Юлия Константиновна ознакомила студентов с новыми правилами проведения конкурса на должность главы, которые определяются местными легислатурами самостоятельно и поэтому в разрезе отдельных муниципалитетов имеют некоторые вариации. «Камнем преткновения», по мнению эксперта, является должность председателя конкурсной комиссии, который может назначаться как от общего состава комиссии, так и от ее муниципальной или региональной части, которая на практике не раз становилась предметом торга между представителями двух уровней власти. Татьяна Борисовна представила развернутый анализ особенностей проведения конкурсов и взаимодействия элит в этом процессе в поселениях — административных центрах наиболее крупных муниципальных районов Пермского края (Нытва, Кизел, Чусовой, Краснокамск, Добрянка).
Завершением исследовательских мастерских стал круглый стол на тему «Местное самоуправление в России: новые возможности и риски», модератором которого выступил доктор политических наук, главный научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Петр Вячеславович Панов. Студенты могли наблюдать развернувшуюся между участниками — учеными, депутатами Законодательного собрания Пермского края, представителями муниципальной власти (бывшими и действующими главами, руководителями администраций поселений, депутатами представительных органов), общественниками — достаточно интересную, живую дискуссию. Основным вопросом при обсуждении стало преобразование муниципальных районов в городские округа. Процесс, отражающий федеральный тренд, был актуализирован новым губернатором Пермского края в недавнее время. На повестке — Краснокамский, Чайковский районы Прикамья. В недавнем прошлом — в 2012–2013 гг. — Губаха, Лысьва. Присутствующие на круглом столе экс-глава Губахи Александр Валерьевич Борисов и бывший председатель Лысьвенской городской думы Виктор Алексеевич Комаренко отметили преимущества и недостатки преобразования, все же акцентируя внимание на положительных моментах повышения доходов местных бюджетов и запуска региональным правительством с целью компенсации потерь преобразованным муниципалитетам нового финансового инструмента. В ответ эксперты из Москвы призвали глав ориентироваться, прежде всего, на интересы людей, качество муниципальных услуг, развитие малых городов в составе вновь образованных городских округов. Впрочем, участники отметили заинтересованность власти не в населении, а в протестах.
Обобщая направления дискуссии, пермский политолог Константин Андреевич Сулимов обозначил противопоставление «спора ценностей» и «спора аргументов». «Местное самоуправление должно быть. Соответственно, должны учитываться условия коллективного действия, способности общества самоорганизовываться… Но мы в иных условиях, социальных, материальных... Отсюда нежелание представителей местной власти брать на себя ответственность». Обсуждение частного вопроса о преобразовании привело большинство участников дискуссии к выводам об отсутствии в России местного самоуправления как такого. Экс-депутат Законодательного собрания Пермского края Константин Окунев подтвердил данный вывод следующими аргументами: фактическим исключением населения из выборного процесса первых лиц органов МСУ, а также ограничением институциональных возможностей участия населения в принятии муниципальных решений.
Позитивные отзывы участников исследовательских мастерских — представителей российского научного сообщества, политиков, студенческой аудитории — указывают на востребованность и успешный старт запущенного кафедрой Государственного и муниципального управления под конец 2017 года проекта и нацеленность коллектива кафедры на его продолжение в будущем.