Проект «Технология ресурсного проектирования и испытаний деталей авиационного газотурбинного двигателя из полимерных композиционных материалов»
Руководители: Нихамкин Михаил Шмерович, Пермский национальный исследовательский политехнический университет и Вадим Зильбершмидт, Университет Лафборо, Великобритания.
Для самолетов и авиационных двигателей нового поколения использование полимерных композиционных материалов является основной технологией, позволяющей кардинально снизить вес, а значит повысить топливную эффективность и увеличить полезную нагрузку. Но на данный момент ассортимент узлов из полимерных композиционных материалов используемых в авиационных двигателях носит ограниченный характер, это вызвано неполнотой знаний об их физико-механических свойствах.
Цель проекта заключается в разработке технологий проектирования и испытаний деталей из полимерных композиционных материалов, способных длительное время сопротивляться силовым нагрузкам, действующим на них при эксплуатации в составе авиационного газотурбинного двигателя.
Данный проект решает вопросы обеспечения стойкости деталей авиационных двигателей из полимерных композиционных материалов к длительному вибрационному воздействию и высокоскоростному ударному повреждению (попадание птиц, града и посторонних предметов).
Пока проект находится на начальной стадии. В этом году будут выполнены экспериментальные исследования по высокоскоростному (баллистическому) нагружению исследуемых образцов, а также разработаны и апробированы методики математического моделирования баллистического взаимодействия деталей из полимерных композиционных материалов и повреждающих предметов.
В качестве заинтересованных предприятий и потребителей разрабатываемой технологии можно выделить российские и зарубежные компании, занимающиеся разработкой новых авиационных двигателей для гражданской авиации, в частности, АО «ОДК-Авиадвигатель, ФГУП ЦИАМ им. Баранова, ФГУП ВИАМ и другие организации авиационной промышленности.
Проект реализуется на базе кафедры «Авиационные двигатели» ПНИПУ, под руководством проф., д.т.н., Нихамкина М.А. в сотрудничестве со специалистами Университета Лафборо, Великобритания.