7 декабря отмечался Международный день гражданской авиации. Ученый Пермского Политеха рассказал, как менялись пассажирские самолеты на протяжении последних 100 лет и что их ждет в будущем. Он проследил трансформацию гражданской авиации — от первого в мире пассажирского самолета «Илья Муромец» до сверхзвуковых авиалайнеров.
— Заря авиации была эпохой пионеров. Непрерывное совершенствование летных качеств пассажирских самолетов, повышение уровня комфорта, демонстрационные перелеты – эти факторы способствовали росту доверия к новому виду транспорта. Например, «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Он впервые в истории авиации был оснащен отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. По бортам воздушного судна располагались выходы на консоли нижнего крыла. Но начало Первой мировой и гражданской войн приостановили дальнейшее развитие российской гражданской авиации, — рассказывает доцент кафедры «Авиационные двигатели» аэрокосмического факультета Пермского Политеха, кандидат технических наук Андрей Плотников.
По словам ученого, начиная с 1935 года и вплоть до 1990-х, в России эксплуатировали только воздушные судна отечественного производства. Самолеты конструкции Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Олега Антонова стали эпохой в мировом авиастроении. После Великой Отечественной войны были созданы и внедрены в серийное производство производительные пассажирские самолеты — реактивный Ту-104 и турбовинтовые Ил-18, Ту-114, Ан-10. Они отличались большой скоростью и вмещали много пассажиров. Это дало импульс интенсивному развитию отечественного воздушного транспорта.
Сейчас, после спада в развитии отрасли в 1990-е годы, происходит возрождение отечественной гражданской авиации, считает Андрей Плотников. Например, были созданы самолеты Sukhoi Superjet 100, МС-21-300. По словам ученого, в развитие будущего российского авиастроения весомый вклад вносят предприятия Пермского моторостроительного комплекса: они разрабатывают и производят перспективные современные двигатели ПД-14 и ПД-35. Они малошумны, обеспечат меньший расход топлива и позволят снизить уровень вредных выбросов в окружающую среду.
— Гражданскую авиацию, скорее всего, будет ждать развитие по нескольким направлениям. В частности, будут разработаны небольшие электрические самолеты, в том числе и аэротакси. Кроме того, снова возрождается интерес к сверхзвуковым самолетам. В отличие от Ту-144 и «Конкорда», они будут летать с меньшей гиперзвуковой скоростью, но смогут издавать существенно меньше шума. Большое внимание авиаконструкторы также уделяют схеме «летающее крыло». У этих самолетов корпус редуцирован, а его функции выполняет крыло, в котором располагаются агрегаты, экипаж и полезная нагрузка, — поясняет ученый.