В 2020 году от пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений пострадал малый и средний бизнес. Вслед за ними «запас плавучести» теряют и более крупные предприятия в области обрабатывающей промышленности и в производственной сфере. Экономист Пермского Политеха Юлия Стародумова рассказала, насколько хватит прочности у гигантов бизнеса и кого ожидает поддержка.
— Во время режима самоизоляции начали закрываться малые и средние предприятия. Ограничения в перемещении, режим нерабочих дней и неоплачиваемые отпуска привели к быстрому «потоплению» малого бизнеса. Средний срок, который он мог вынести без выручки, составлял три недели. «Гиганты бизнеса» тогда имели большой «запас плавучести» и получили поддержку со стороны государства, — рассказывает старший преподаватель кафедры экономики и финансов Пермского Политеха Юлия Стародумова.
Для поддержки малого, среднего и крупного бизнеса были приняты меры: беспрецедентные в истории России адресные безвозмездные субсидии, кредиты под 0 % и 2 % со списанием в марте 2021 года, нулевые ставки налогов для малого и среднего предпринимательства и НКО во 2-м квартале 2020 года, мораторий на проведение проверок, помощь по средствам индивидуальной защиты в размере более 11 млрд рублей. Но, по словам эксперта, главной мерой поддержки предприниматели называют снижение страховых взносов в два раза. Оно экономит бизнесу 350 млрд рублей.
— В 2021 году бизнес ждет отложенный эффект. Нужно будет выплачивать все отсрочки по кредитам, уплате налогов и аренды, которые предоставило государство. По оценкам экспертов, в результате могут закрыться около 20-50 % малых и средних предприятий. Вслед за ними на арену выходят «большие корабли»: например, торговые сети могут потеснить с рынка небольшие магазины. Крупные сети тоже потеряли часть доходов, поэтому будут стремиться восстановить «плавучесть», заняв большую долю рынка, — отмечает эксперт.
По результатам опроса PricewaterhouseCoopers и Аналитического центра НАФИ, в начале декабря 2020 года около 54 % российских компаний отметили, что не восстановили бизнес до докризисного уровня, а 21 % предприятий не ощутили отрицательных последствий пандемии. Почти 17 % компаний ответили, что развитие замедлилось, но вернулось к докризисным показателям. Малые и средние предприятия оказались самыми пострадавшими от пандемии: 57 % пока не восстановили бизнес. Среди среднего бизнеса цифра составила 41 %, среди крупных предприятий — 28 %, отмечает Юлия Стародумова.
Значительная часть крупных компаний пока держится на плаву. При этом 48 % из них заявили, что развитие бизнеса замедлилось, но уже восстановилось. 39 % средних и 13 % малых предприятий разделяют такое мнение. В отличие от предыдущих кризисов, более половины компаний рассчитывают на помощь государства.
По мнению экономиста, среди крупных компаний основной причиной снижения доходов стало падение внешнего спроса на сырье, энергоносители и внутреннего платежеспособного спроса в сфере торговли и услуг. Поэтому наиболее пострадавшими оказались регионы с большой долей топливно-энергетического комплекса и автомобилестроения в экономиках и крупные города, где услуги играют первостепенную роль.
— При этом, благодаря ослаблению рубля и установлению конкурентных цен на мировом рынке, неожиданно «выстрелили» такие отрасли, как химическая промышленность. Положительная динамика наблюдается и в сельском хозяйстве. Это связано с благоприятным по урожайности весенне-летним сезоном и увеличением внутреннего спроса из-за закрытия границ и снижения доли импорта, — объясняет экономист.
С учетом того, что Правительство РФ приняло Общенациональный план восстановления экономики, следует ждать поддержки гигантов промышленности — тех, кто формирует основной поток доходов в бюджет, считает эксперт. В связи с курсом на цифровизацию возможен рост IT-компаний. Ожидается поддержка тех предприятий, которые осуществляют несырьевой экспорт или реализуют проекты в отраслях импортозамещения, а также предприятий в области сельского хозяйства и высоких технологий. Кроме того, продлены меры поддержки компаний из пострадавших от пандемии отраслей.
Кризис заметно замедлил процессы глобализации, стимулируя бизнес к возникающим локальным производствам, отмечает эксперт. В ситуации закрытых границ и ограничения перемещений между регионами возникли новые точки роста деловой активности. Это помогло быстро переориентироваться на производство на месте, найти новых партнеров и рынки сбыта.