По данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, потребительские цены в России выросли за год на 7 % и превысили уровень инфляции. В январе 2021 года увеличение стоимости продуктов достигло максимума за пять лет. Экономист Пермского Политеха Александр Горшков объяснил, какой вклад в развитие инфляции делают потребители, и дал рекомендации о том, как избежать ее «раскручивания».
— Не все наши соотечественники в достаточной мере знакомы с реалиями рыночной экономики, такими как инфляция, курс валют или фондовый рынок. Из-за недостатка экономических знаний люди могут принимать неверные решения, которые в итоге провоцируют инфляцию. Например, увидев информацию о повышении цен, человек делает вывод, что нужно купить продукты впрок. Вклад потребителей в формирование инфляции называют «инфляцией спроса»: изменение уровня цен объясняется избыточным совокупным спросом, — рассказывает доцент кафедры экономики и финансов Пермского Политеха, кандидат экономических наук Александр Горшков.
По словам эксперта, инфляция — сложное социально-экономическое явление, которое не сводится только к денежному феномену. Потребители, продавцы и чиновники совместными действиями на рынке вносят вклад в формирующуюся инфляцию в регионе и стране.
Любой продавец стремится к тому, чтобы в его магазине не было пустых полок. Чтобы доставить и расфасовать товар со склада, необходимы дополнительные средства и время. В момент, когда спрос превышает предложение, темпы покупки продуктов значительно обгоняют возможности подвоза новой партии. По словам ученого, в этих условиях единственный способ остановить скупку товара — повышение цены, что приносит выгоду только продавцу. Далее начинается процесс «диффузии цены» — «самопроизвольного» роста цен и их выравнивания на рынке.
Повышение цен запускает следующий механизм рыночной экономики – принцип храповика: стоимость товаров увеличивается быстро, а снижается медленно, не возвращаясь к исходному уровню, рассказывает Александр Горшков.
— Чтобы не раскручивать «спираль инфляции», можно на время отказаться от определенного продукта и заменить его другим. Но есть и отработанный сценарий, который уже используют страны с развитой рыночной экономикой. Если вы планируете приобрести объем продукции больше фасованных объемов в рознице и не хотите спровоцировать ажиотаж, делайте покупки на оптовых рынках. Закупка на складе или базе не отразится на общей картине, — поясняет экономист.
По словам ученого, в западных странах сложилась объемная модель потребления: обеспеченное население закупает товары текущего потребления в больших объемах на неделю или месяц на оптовых рынках. Такая практика возможна, если покупатели долгое время ведут семейный бюджет и знают потребности всех членов, а также имеют доход выше среднего, который позволяет совершать большие закупки и сохранить часть средств в резерве. Россия также движется к этой модели потребления, но не так быстро, считает Александр Горшков. Примером являются распространение магазинов оптовой торговли, баз и складов, где можно купить все необходимое, а также коттеджные поселки, квартиры с большими кладовками и использование вместительных двухдверных холодильников. Желание приобретать товары выгодно способствует формированию прогрессивной объемной модели потребления.
По мнению ученого, экономическими знаниями, как иммунитетом, должна обладать большая часть трудоспособного населения и «делиться» им с другими. В этом случае население научится тратить деньги, «глядя в свой кошелек», сравнивать затраты и выгоды от своих действий, жить не одним днем, а формировать семейный стратегический запас. Разумное рыночное поведение потребителя позволит улучшить его благосостояние и не провоцировать со стороны потребителя инфляционные процессы.