Пандемия коронавируса оказала неожиданное и существенное негативное влияние на предприятия автотранспортной отрасли. Компании возобновили деятельность в условиях жесткого падения спроса, а эксперты прогнозируют уход с рынка услуг до 20 % предприятий. Ученые кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского Политеха проанализировали проблемы отрасли в 2020 году и предложили алгоритм решений для преодоления нестабильности.
— Наибольший экономический ущерб от пандемии пришелся на 2-й квартал 2020 года. Потери в базовых отраслях экономики составили 11 %, а в розничной торговле и сфере услуг — 22 %. Из-за снижения покупательной способности людей и инвестиционной активности в частном секторе значительно сократились продажи новых автомобилей. Граждане стали отказываться от услуг авторизованных сервисов в пользу компаний с более лояльными ценами. Мы проанализировали работу предприятий в период самоизоляции на примере Пермского края, чтобы составить рекомендации и использовать этот опыт в будущем, — рассказывает кандидат экономических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского Политеха Сергей Пестриков.
Автосервисные предприятия в Пермском крае не функционировали 45 дней — в период с 28 марта по 12 мая 2020 года, при этом платили заработную плату работникам, аренду и налоги. Владельцы авто сократили их использование или отказались от личного транспорта. По мнению ученых, в долгосрочной перспективе из-за роста безработицы и общего снижения доходов населения следует ожидать сокращения продаж новых и подержанных автомобилей, а также падения спроса на услуги автосервисов.
В Пермском крае в сфере ремонта автотранспорта и услуг по транспортировке и логистике занято 132 тыс. человек — около 17 % трудоспособного населения региона. Во время пандемии возрос уровень безработицы, произошло сокращение заработных плат сотрудников, многие работники оказались в числе прекариата. Часть предприятий продолжала работать в ограниченном режиме, и это обстоятельство помогло сгладить спад в отрасли.
Ученые Пермского Политеха провели анкетирование руководителей крупных автосервисных предприятий и холдингов. Апрель и май 2020 года стали, по их данным, наиболее «тяжелыми» месяцами по числу заездов, размеру среднего чека и выручке. В начале 2020 года наблюдалось перевыполнение плана на 5-10 %, в апреле число заездов резко сократилось, но не дошло до нуля: на коммерческом транспорте плановые работы по обслуживанию проводились. В мае — июне ситуация вернулась к уровню 2019 года.
Меры государственной поддержки в виде кредитов под 2 % годовых и снижения страховых взносов до 15 % с сумм заработных плат, превышающих МРОТ, лишь в небольшой степени способствовали некоторой стабилизации финансовой деятельности, отмечают ученые.
— Для восстановления положения и потенциального роста должны произойти процессы преобразований в структуре отраслевого рынка. Например, неэффективные субъекты заменят или поглотят более производительные компании, в частности, сетевые автосервисы с отработанными бизнес-процессами. «Созидательное разрушение» поможет рынку автосервисных услуг «самоочиститься», — поясняет Сергей Пестриков.
Эффективным подходом может стать позиция управления нестабильным сервисным предприятием с помощью антикризисного компонента в качестве инструмента в рамках модели антикризисного управления, считают эксперты. Для этого необходимо преодолеть постоянную нестабильность предприятия в когнитивных рамках. Алгоритм действий включает несколько этапов: перевод процессов управления в предметно-содержательную плоскость, определение вызовов (например, пандемия коронавируса), внедрение самоорганизующихся процессов организации, анализ ее внутренних и внешних связей, разработка оперативного механизма не только для ослабления угроз, но и стратегии выживания и развития. Более эффективная процессная бизнес-модель поможет предприятию остаться на плаву.
Текст: Артем Новоселов