Top.Mail.Ru
РусРусский язык
«Созидательное разрушение». Ученые Пермского Политеха оценили, как повлияла пандемия на автотранспортную отрасль

«Созидательное разрушение». Ученые Пермского Политеха оценили, как повлияла пандемия на автотранспортную отрасль

Пандемия коронавируса оказала неожиданное и существенное негативное влияние на предприятия автотранспортной отрасли. Компании возобновили деятельность в условиях жесткого падения спроса, а эксперты прогнозируют уход с рынка услуг до 20 % предприятий.  Ученые кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского Политеха проанализировали проблемы отрасли в 2020 году и предложили алгоритм решений для преодоления нестабильности.

— Наибольший экономический ущерб от пандемии пришелся на 2-й квартал 2020 года. Потери в базовых отраслях экономики составили 11 %, а в розничной торговле и сфере услуг — 22 %. Из-за снижения покупательной способности людей и инвестиционной активности в частном секторе значительно сократились продажи новых автомобилей. Граждане стали отказываться от услуг авторизованных сервисов в пользу компаний с более лояльными ценами. Мы проанализировали работу предприятий в период самоизоляции на примере Пермского края, чтобы составить рекомендации и использовать этот опыт в будущем, — рассказывает кандидат экономических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского Политеха Сергей Пестриков.

Автосервисные предприятия в Пермском крае не функционировали 45 дней — в период с 28 марта по 12 мая 2020 года, при этом платили заработную плату работникам, аренду и налоги. Владельцы авто сократили их использование или отказались от личного транспорта. По мнению ученых, в долгосрочной перспективе из-за роста безработицы и общего снижения доходов населения следует ожидать сокращения продаж новых и подержанных автомобилей, а также падения спроса на услуги автосервисов. 

В Пермском крае в сфере ремонта автотранспорта и услуг по транспортировке и логистике занято 132 тыс. человек — около 17 % трудоспособного населения региона. Во время пандемии возрос уровень безработицы, произошло сокращение заработных плат сотрудников, многие работники оказались в числе прекариата. Часть предприятий продолжала работать в ограниченном режиме, и это обстоятельство помогло сгладить спад в отрасли.

Ученые Пермского Политеха провели анкетирование руководителей крупных автосервисных предприятий и холдингов. Апрель и май 2020 года стали, по их данным, наиболее «тяжелыми» месяцами по числу заездов, размеру среднего чека и выручке. В начале 2020 года наблюдалось перевыполнение плана на 5-10 %, в апреле число заездов резко сократилось, но не дошло до нуля: на коммерческом транспорте плановые работы по обслуживанию проводились. В мае — июне ситуация вернулась к уровню 2019 года.

Меры государственной поддержки в виде кредитов под 2 % годовых и снижения страховых взносов до 15 % с сумм заработных плат, превышающих МРОТ, лишь в небольшой степени способствовали некоторой стабилизации финансовой деятельности, отмечают ученые.

— Для восстановления положения и потенциального роста должны произойти процессы преобразований в структуре отраслевого рынка. Например, неэффективные субъекты заменят или поглотят более производительные компании, в частности, сетевые автосервисы с отработанными бизнес-процессами. «Созидательное разрушение» поможет рынку автосервисных услуг «самоочиститься», — поясняет Сергей Пестриков.

Эффективным подходом может стать позиция управления нестабильным сервисным предприятием с помощью антикризисного компонента в качестве инструмента в рамках модели антикризисного управления, считают эксперты. Для этого необходимо преодолеть постоянную нестабильность предприятия в когнитивных рамках. Алгоритм действий включает несколько этапов: перевод процессов управления в предметно-содержательную плоскость, определение вызовов (например, пандемия коронавируса), внедрение самоорганизующихся процессов организации, анализ ее внутренних и внешних связей, разработка оперативного механизма не только для ослабления угроз, но и стратегии выживания и развития. Более эффективная процессная бизнес-модель поможет предприятию остаться на плаву.

Текст: Артем Новоселов


11.05.211292

Похожие Новости

Есть новость?
Предложи нам!

Предложить новость

politehperm

⚡ Пермский Политех объявляет старт приема заявок на региональную молодежную премию в области медиа «Голос Пармы»! ⚡ Занимаешься фото, видео, пишешь тексты, записываешь подкасты или создаешь дизайны? Тогда у тебя есть шанс заявить о себе на весь регион! К участию принимаются работы, опубликованные с 1 сентября 2024 по 1 сентября 2025, от студентов ссузов и вузов, а также школьников нашего региона. Как подать заявку? 1⃣ Заполни форму по ссылке ниже 2⃣ Укажи номинацию 3⃣ Прикрепи свои работы Прием заявок продлится до 11 сентября! Авторы лучших работ получат дипломы, победители в каждой номинации — звание лауреатов, а один проект заберет Гран-при. Награждение победителей состоится 26–27 сентября на медиафоруме [https://vk.com/wall-231023862_127|в честь открытия региональной площадки медиацентра] Минобрнауки России 🏆 👉 Узнать все подробности и подать заявку можно на сайте: https://pstu.ru/activity/out_of_educational/premiyagolosparmy/