Top.Mail.Ru
РусРусский язык
Разработка ученых Пермского Политеха позволит сделать авиадвигатели надежнее

Разработка ученых Пермского Политеха позволит сделать авиадвигатели надежнее

Исследование разработчиков из Пермского Политеха позволит повысить прочность металлических изделий более чем на 30 %. Укрепить ответственные конструкции поможет комплекс из инструмента и специальной программы, которая подберет оптимальные режимы обработки поверхности. Разработку можно использовать в области машиностроения и авиастроения. Отечественных аналогов комплекса пока нет.

— Основная причина, по которой разрушаются промышленные изделия, — их недостаточная усталостная прочность, то есть материал со временем деформируется под воздействием нагрузок. Чтобы улучшить их характеристики, используют методы химикотермической и механотермической обработки, но это длительный, дорогостоящий и не всегда эффективный процесс. В основе нашей разработки лежит другой способ — накатывание поверхности с помощью шарика или ролика, которые вдавливаются в поверхность детали с определенным усилием, — рассказывает автор разработки, аспирант кафедры динамики и прочности машин Пермского Политеха Алексей Ширяев.

По мнению исследователей, этот метод позволит значительно повысить качество поверхности промышленных изделий. Ученые создали прототип устройства и успешно апробировали его в экспериментальных условиях. Испытания разработчики провели в Центре высокотехнологичных машиностроительных производств на изготовленном в Пермском Политехе инструменте и его зарубежном аналоге – гидростатическом устройстве HG6-9_-SL(K). Эксперимент показал, что механические характеристики поверхностного слоя образцов в обоих случаях удалось повысить на 25-33 %. При этом стоимость отечественной разработки в 2 раза ниже зарубежного аналога.

— Важное преимущество нашей разработки — более выгодная стоимость изготовления и эксплуатации инструмента и сменных элементов. Средняя цена зарубежного оборудования составляет 1 млн рублей. При этом инструмент после 8-10 часов работы требует полной замены накатывающего элемента, в отличие от нашего устройства. Это обеспечивает конкурентоспособность разработки на мировом рынке машиностроения, — поясняет молодой ученый.

По словам исследователей, сейчас подбор оптимальных режимов упрочнения деталей происходит опытным путем. Это увеличивает стоимость готового изделия. В ближайших планах ученых — разработка автоматической системы смазки, специальной оснастки и программного обеспечения. Она позволит обрабатывать сложнопрофильные поверхности на различных типах станков, в том числе с числовым программным управлением. Исследователи также создают базу данных, которая позволит выбрать режим обработки деталей из разных металлов и сплавов и оптимизировать его.

По мнению исследователей, разработку можно будет внедрить машиностроительной сфере, в частности, в авиационном двигателестроении для упрочнения лопаток и валов газотурбинных двигателей, установок и ответственных деталей. К инновационному комплексу уже проявила интерес одна из авиастроительных компаний России.


01.10.211019

Похожие Новости

Есть новость?
Предложи нам!

Предложить новость

politehperm