Отрицание и нейтральное отношение к идеологии чайлдфри выявили в молодежной среде ученые Пермского Политеха. Результаты исследования опубликованы в научном издании Master’s Journal.
Чайлдфри (childfree) в переводе с английского языка — свободный от детей. Идеология добровольного отказа от деторождения стала популярной в России относительно недавно и, как отмечают специалисты, пока слабо изучается в регионах.
Феномен чайлдфри рассматривался на примере молодежи Перми в аспекте пола, возраста, информированности, значимых ценностей респондентов, а также наличия и отсутствия у них детей.
Фокус-группа — мужчины и женщины 18-30 лет, из них не имеют семьи — 71,1%, женаты/замужем — 28,9%, бездетные — 82,2%, есть дети — 17,8%.
Так, по результатам анкетирования, о чайлдфри знают 77,8% опрошенных из них 46,7% — имеют полное представление, 31,3% — частичное, 22,2% — не знают ничего. О существовании этого общественного движения в России известно только 24,4% респондентов, а 75,6% не владели информацией.
В разрезе половой принадлежности опрос показал, что нейтрально оценивают сознательный отказ от детей 64,3% женщин и 76,4% мужчин, отрицают — 7,1% женщин и 11,8% мужчин. Положительная оценка чайлдфри среди женщин встречается в 3 раза чаще, чем среди мужчин — 28,6% и 11,8%, соответственно.
Результаты в возрастных группах:
18-22 лет — 60% нейтральное, 36% — положительное, 4% — отрицательное отношение;
23-26 лет — 92,3% нейтральное, 7,7% — положительное, 0% — отрицательное отношение;
27-30 лет — 57,1% нейтральное, 0% — положительное, 42,9% — отрицательное отношение.
Среди значимых ценностей участники опроса наиболее часто называли семью (дети, родители) — 82,2%, работа/карьера/самореализация — 64,4%, деньги/материальное благополучие — 51,1%, любовь — 51,1%. Наименьший показатель — 2,2% у ответов вера/духовность и патриотизм.
В вопросе готовности поддержать идею чайлдфри 46,7% респондентов ответили «нет, не готов», 42,2% — «мне безразлично».
По итогам анализа всех показателей специалисты кафедры «Социология и политология» гуманитарного факультета ПНИПУ констатировали, что отношение молодежи к явлению чайлдфри в большинстве случаев нейтральное либо отрицательное и только малая часть опрошенных выразила готовность поддержать добровольный отказ от рождения собственных детей. Исследователи также отметили: чем выше возраст респондента, тем ниже доля положительного отношения и выше доля отрицательного отношения к чайлдфри. Соответственно, говорить о масштабном вхождении этой субкультуры в жизнь молодых людей пока рано.
В России вопрос сознательного отказа от деторождения периодически обсуждается профессиональным сообществом в контексте реализации нацпроекта «Демография». Осенью прошлого года специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и АНО «Национальные приоритеты» в докладе «Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы» также подчеркнули, что стратегия чайлдфри в нашей стране не слишком распространена и серьезно не влияет на демографические процессы. По мнению экспертов, сегодня бездетность вне зависимости от ее причин в России все больше признается обществом легитимной, но на уровне индивидуальных решений добровольный отказ от деторождения по-прежнему выглядит маргинальным.