Улыбка помогает отражать внутреннее состояние человека и при этом нести определенные сигналы для окружающих. В День улыбки (6 октября) ученые Пермского Политеха рассказали, как улыбка поспособствовала зарождению науки и почему она может улучшить наше самочувствие, а также отнять душевные силы.
Снаружи и внутри — как воздействует улыбка на человека?
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Пермского Политеха Ольга Юрьева рассказывает, что улыбка — это невербальный сигнал, понятный любому человеку. Она, так же, и другие выражения лица, досталась нам в результате эволюции мимики животных — например, обезьян, которые умеют выражать и считывать эмоции своих сородичей.
Человек начинает улыбаться буквально с первых дней своей жизни. Сначала это рефлекторные реакции на состояние внутреннего и внешнего комфорта — младенцы, например, улыбаются во сне. Затем рефлекс сменяется реакцией радости на общение с родителями.
— К кому вы обратитесь с просьбой: к человеку, что улыбается вам, или тому, кто смотрит угрюмо? Я думаю, ответ очевиден. Улыбчивые люди легче устанавливают контакты с окружающими, вызывают доверие. Дейл Карнеги писал, что, если вы хотите расположить к себе людей — улыбайтесь. Согласно исследованиям экономиста Йорна Шарлеманна, улыбка способствует заключению выгодных сделок, — отмечает Ольга Юрьева.
Кроме того, улыбка помогает воспринимать мир в положительном ключе, то есть способствует формированию и развитию позитивного мышления человека. Вадим Лядов, старший преподаватель кафедры химических технологий ПНИПУ, отмечает, что улыбка и смех эффективно уменьшает уровень адреналина (эпинефрина) и кортизола, так называемых «гормонов тревоги», в крови. В организме также активизируется секреция эндорфинов — «гормонов радости». Хорошее настроение оказывает терапевтическое воздействие на все системы нашего организма.
— Мозг вырабатывает эти гормоны при сокращении определенных групп мышц лица. Улыбка, как естественная, так и искусственная, даже может оказывать эффект обезболивания. Поэтому, улыбаясь, человек действительно может поднять себе настроение, — добавляет Ольга Юрьева.
Такие разные улыбки
Однако улыбка не всегда связана с переживанием положительных эмоций. Например, существует такое явление как «улыбающаяся депрессия»: человек старается выглядеть радостным и счастливым, в то время как глубоко в душе он страдает. Такие люди вполне социально активны, имеют семью, друзей, работу. Но наедине с собой они переживают отчаяние и бесполезность своего существования. Игра в «счастливого» человека — весьма ресурсозатратное мероприятие. Много энергии тратится на подавление истинных негативных переживаний. Это быстро приводит к хронической усталости, плохому самочувствию и затяжной депрессии, объясняет Ольга Юрьева.
В Интернете много материалов про то, как улыбка характеризует человека: например, есть «улыбка хищника» — когда обнажаются только нижние зубы. Говорят, что это улыбка людей, которые живут ради собственных удовольствий. Или улыбка правым уголком рта, которая означает, что человек — циник. Однако ученый-психолог ПНИПУ считает, что утверждения о связи типа улыбки с определенным типом личности не имеют под собой научных оснований:
— Вероятно, эти аналогии основаны на житейском наблюдении и имеют свою логику. Но, по моему мнению, люди улыбаются по-разному в зависимости от ситуации, собеседников и актуального внутреннего состояния.
Ольга Юрьева объясняет, что в научном плане выделяют всего два типа улыбок. Первая — естественная и искренняя улыбка Дюшенна (названа в честь французского невролога Гийома Дюшенна). В этом случае сокращаются мышцы скул и круговые мышцы глаз, из-за чего в наружных углах глаз образуются морщинки, или «гусиные лапки». Вторая — неискренняя, искусственная улыбка. Она считается натянутой, то есть собеседник видит сокращение только большой скуловой мышцы. Однако, как отмечает Пол Экман, известный американский социальный психолог, существуют люди, которые могут специально задействовать скуловые мышцы и мышцы глаз, когда их просят изобразить улыбку.
Улыбка как традиция
— Улыбка показывает интеллектуальный рост человеческого сообщества в истории. Способность человека высмеять свои недостатки мотивирует к совершенствованию и развитию. В качестве примера можно рассмотреть древнегреческие комедии, которые развивались как направление с 5 века до н. э. Существовавшие тогда жизненные установки и мироустройство подвергались древнегреческими авторами сомнению, и именно это сомнение привело к зарождению науки в целом, — рассказывает Михаил Нечаев, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ.
Интересно, что смеховая культура Древней Руси, как ее категоризирует литературовед и культуролог Михаил Бахтин, описана не в летописях, а в сатирических повестях в 17 веке, где в основе произведения лежали фольклор и древнерусские сюжеты. Связано это, во-первых, с тем, что летопись — это серьезный (даже официальный) жанр, представляющий собой перечисление событий в хронологическом порядке. В сатирических повестях высмеивались отрицательные явления действительности — лицемерие, жадность, несправедливость, а сюжет строился вокруг конфликта крестьян со знатью, купцами, священнослужителями. Кроме того, сатирические повести получили развитие вследствие повышения уровня грамотности населения, а также развития книгопечатания.
Эдуард Кощеев, старший преподаватель кафедры социологии и политологии Пермского Политеха считает, что улыбка — это способ человеческой самопрезентации или, как говорил известный американский социолог Ирвинг Гофман, управления впечатлениями. Функция улыбки зависит от культуры и страны. Типичный пример — это публичная улыбчивость американцев и неулыбчивость россиян. Стоит отметить, что для последних улыбка имеет более интимное значение и чаще всего предназначена для близких людей.
— Существует версия, что знаменитая американская улыбка как традиция зародилась во времена Великой депрессии (1929-1930 годы). В условиях рухнувшей экономики и безработицы жители США решили чаще улыбаться и отвечать «все окей, все хорошо», чтобы легче переносить невзгоды. Эта тенденция сохранилась до наших времен, — добавляет Константин Титов, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и истории Пермского Политеха.
Улыбку как инструмент коммуникации важно трактовать в зависимости от вида отношений: формальный, деловой и неформальный, личный. При этом формальный и неформальный стили общения могут пересекаться — иногда для введения собеседника в заблуждение.
— Если вы пришли в магазин за покупкой и вас встретили ослепительной улыбкой, благодаря накопленному социальному опыту вы понимаете, что улыбка в этой ситуации лишь элемент сервиса и неотъемлемая часть той эмоциональной работы, которую проделывает продавец-консультант. Вы не ищите искренности в этой эмоции. Улыбка — это элемент игры, правила которой нам должны быть известны. Ощущение обмана возникает, когда нас не посвятили в правила и заиграли! Карточные игроки, например, могут мило улыбаться друг другу, но это не значит, что они настроены доброжелательно. Скорее наоборот. И другое дело — в кругу друзей: здесь улыбка по умолчанию означает открытость, расположенность людей друг к другу, — считает Эдуард Кощеев.
Улыбка может приобретать различное значение в зависимости от ситуации, а также внутреннего состояния человека. Важно уметь трактовать улыбку, чтобы грамотно выстраивать коммуникацию, особенно в других культурах. Не стоит также забывать о влиянии улыбки на свой организм: искренняя эмоция может улучшить настроение, а неискренняя — отнять душевные силы и привести к выгоранию и даже депрессии.