В марте на площадке Пермского Политеха состоялся масштабный научно-технический форум «ПАРМА-ТЕХ», в рамках которого прошли всероссийская конференция «Химия и экология», а также конкурс проектов «ХимИнновация» для школьников.
К академической дискуссии на всероссийской конференции школьников «Химия и экология» присоединились ученики общеобразовательных школ Пермского края, которые представили более 50 докладов о результатах своей научно-исследовательской деятельности в сфере химии и биотехнологии, экологии, цифровизации, автоматизации и механизации процессов и других смежных сферах.
По итога мероприятия места распределились следующим образом:
Диплом I степени: проект «Изучение свойств биоПАВ, продуцируемых бактериями Pseudomonas fluorescens» (Анастасия Винокурова, Евдокия Михеева, Лицей №4).
Диплом II степени:
- проект «Снижение интенсивности запахов от процесса очистки сточных вод реагентным и биологическим окислением» (Яна Ильюшина, Гимназия №3);
- проект «Влияние нефтезагрязнения и последующей рекультивации на некоторые биологические показатели серогумусовой почвы» (Татьяна Сидоренко, Лицей с углубленным изучением отдельных предметов ПГНИУ).
Диплом III степени:
- проект «Влияние антибиотиков на бактерии, вызывающие пневмонию» (Дарья Протопопова, Большесосновская средняя школа);
- проект «Синтез N-антипирилзамещенных-1Н-пиррол-2,3-дионов и их нуклеофильные превращения с мочевиной» (Дарья Высокова и Дарья Чебарева, Политехническая школа ПНИПУ);
- проект «Оценка биологической активности почв, загрязненных нефтяными углеводородами» (Полина Аристова, Политехническая школа ПНИПУ);
- проект «Синтез и установление анальгетической активности 4-хинолонов» (Георгий Иваница и Вадим Владе, школа «Петролеум+»);
- проект «К вопросу о современном состоянии нижнего течения рек Вильва и Большая Гремячая» (Андрей Балдин, гимназия г. Чусовой).
— Мероприятие помогло привлечь внимание экспертов к нашей разработке новых обезболивающих препаратов. Наша команда синтезировала вещество, а в дальнейшем подвергло его взаимодействиям с различными нуклеофилами, в частности, мочевиной для увеличения эффективности его воздействия на организм человека. Следующим этапом работы стало изучение биологической активности: с помощью специальных программ было проведено исследование свойств продукта, которое показало, что он может представлять собой лекарственное средство. При дальнейшей модернизации и дополнительной тщательной проверке оно сможет найти применение в фармакологии, — рассказала Дарья Чеботарева, ученица Политехнической школы ПНИПУ.
— Конференция стала отличной возможностью проверить свои способности и получить новый опыт. Несмотря на волнение перед выступлением, я старалась сохранить позитивный настрой и достойно представить результаты работы. Доклад был посвящен оценке биологической активности почв, загрязненных нефтяными продуктами. Мы изучили состояние микроорганизмов и ферментативную активность трех различных типов земель — каштановых глинистых, коричневых типичных и темно-каштановых. Результаты анализа нарушений в экосистемах актуальны для последующей разработки мер по восстановлению плодородия, — рассказала Полина Аристова, ученица Политехнической школы ПНИПУ.
Кроме того, в рамках всероссийского конкурса проектов школьников «ХимИнновация» более 150 старшеклассников Прикамья в составе 33 команд презентовали перед экспертной комиссией свои инновационное разработки. Так, специалисты Пермского Политеха выявили 14 победителей и призеров:
1 место:
- проект «Изучение свойств микроорганизмов для возможности применения их в качестве стимуляторов роста растений» (Дарья Вяткина, Виктория Красноперова, Елизавета Цирюльникова (Политехническая школа ПНИПУ), Арина Пермякова (Школа №96);
- проект «Разработка технологии получения йогуртов на основе растительного сырья» (Любовь Меновщикова и София Петухова (Лицей № 4), Егор Лукоянов, Марк Шулятьев (Гимназия № 5);
- проект «Разработка системы обнаружения аномалий в процессе трехмерной печати металлами на основе данных сварочного источника с использованием нейронных сетей» (Полина Главатских, Софья Ахметова, Юнона Константинова, Екатерина Шадрина (Политехническая школа ПНИПУ).
2 место:
- проект «Вовлечение отходов полипропилена в переработку в процессе каталитического крекинга» (Анна Брант, Софья Мансурова, Евдокия Мешалкина, Ярослав Уланов (Политехническая школа ПНИПУ), Мария Митюшкина (Школа №24), Анна Пермякова (Гимназия №5);
- проект «Визуализация данных «Анализ тестирования и апробации материала Бриджфлекс» (Александр Богоявленский (IT-школа с углубленным изучением информатики);
- проект «SmartFarm модульные гидро- и аэропонные системы» (Георгий Новоселов, Екатерина Новоселова (Политехническая школа ПНИПУ), Дмитрий Керженцев, Александр Оборин (Лицей №4);
- проект «Разработка и создание игрового приложения с наградами в виде нативных монет» (Андрей Дидык, Дмитрий Бельтюков, Артем Костарев, Егор Попов, Данил Бабкин (Политехническая школа ПНИПУ), Никита Ашихмин (Култаевская средняя школа), Гордей Малых (Гимназия №4), Софья Климовских, Сабина Мустафаева, Макар Наводничий, Никита Миночкин (Лицей №4), Данил Фролов (Школа «Петролеум+»);
- проект «Синтез новых антиоксидантов и исследование механизма их действия» (Кристина Гарипова (Гимназия № 3), Андроник Меркурьев (Политехническая школа ПНИПУ), Егор Безгодов (Школа №102), Анна Титова (Школа №14).
3 место:
- проект «Зубная паста» (Арина Мелюхина (Школа № 37);
- проект «Наращивание биомассы и выделение гидрофобинов для улучшения свойств эфиров жирных кислот, полученных из чистого масла или жиросодержащих отходов, а также изучение влияния обжарки растительного масла на его показатели и качество» (Ирина Терлецкая, Софья Гилева, Арина Пешина (Политехническая школа ПНИПУ).
- проект «Исследование возможности получения активированных углей на основе растительного сырья» (Дарья Фокина, Ангелина Ведерникова (Школа «Петролеум+»);
- проект «Приложение для создания картин по номерам» (Вадим Аптуков (IT-школа с углубленным изучением информатики), Мария Кузвачева (Гимназия имени Алексея Кирьянова г. Чайковский), Никита Марков (Школа №42), Анна Малкова (Школа №24);
- проект «Создание и доработка стенда станции розлива» (Дарья Скороходова, Анастасия Ермакова, Антон Хабиев, Савелий Якимов (Лицей №4);
- проект «Активный состав на основе АСПО для ветеринарии и медицины» (Мария Мокроусова (Химико-технологическая школа «СинТез), Анисья Никифорова, Тараркова Елизавета (Гимназия №5), Татьяна Наумова (Лицей №2).
Полина Главатских, ученица Политехнической школы ПНИПУ, команда которой стала одним из победителей конкурса, рассказала о своем опыте участия:
— Наша команда решила принять участие в этом форуме, чтобы поразмышлять над вопросами и комментариями от жюри, которые в будущем помогут доработать проект. Кроме того, хотелось послушать выступления других ребят, чтобы почерпнуть новые интересные идеи. Разработка, которую мы презентовали, представляет собой систему обнаружения дефектов в процессе 3D-печати металлам. Она основана на нейронных сетях, помогающих анализировать параметры сварочного процесса в режиме реального времени, идентифицируя отклонения от нормы на ранних стадиях. Публичная защита проекта на конкурсе помогла мне стать увереннее в своих силах. Надеюсь, в следующий раз я выступлю еще лучше!
— Мой доклад был посвящен визуализации данных испытаний материала «Бриджфлекс» — трехкомпонентной системы для пришовных зон деформационных швов мостов. Цель проекта заключалась в разработке удобного информационного инструмента для продвижения этого продукта, который производится в Пермском крае. В ходе работы были созданы цифровой буклет, наглядно демонстрирующий результаты его тестирования и сферы применения, а также сайт с подробной информацией о продукте. Выступить на конференции для меня было непростой задачей, однако атмосфера в ПНИПУ оказалась очень доброжелательной и комфортной, а само мероприятие — хорошо организованным. В итоге я занял второе место, чему искренне рад. Для меня это не только признание со стороны экспертного сообщества, но и возможность понять, в каком направлении стоит совершенствоваться, — поделился Александр Богоявленский, десятиклассник пермский IT-школы с углубленным изучением информатики.
Отметим, что организаторами форума «ПАРМА-ТЕХ» выступили факультет химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий, механико-технологический факультет и институт дорожного строительства и транспорта ПНИПУ. Инициатива реализована благодаря грантовой поддержке от компании СИБУР, которую университет получил в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел».