Современное образование не может оставаться в стороне от глобальных процессов цифровизации, которые стремительно трансформируют все сферы экономики и общественной жизни. Ответом на эти вызовы в Пермском Политехе стало создание и развитие проекта «Цифровая кафедра», который с момента запуска в 2022 году занимает одно из важнейших мест в системе подготовки IT-специалистов региона. В 2024-2025 учебном году проект вышел на новый уровень: обучение успешно завершили более 950 студентов, в числе которых обучающиеся Пермского Политеха, а также ПГФА и ПГГПУ.
Такой масштаб стал возможен благодаря объединению усилий более 70 ведущих преподавателей ПНИПУ и 40 приглашенных экспертов, которые создали уникальную образовательную экосистему, позволяющую студентам осваивать цифровые компетенции по одному из 20 профильных направлений.
В основе образовательного процесса — практико-ориентированная подготовка: теоретические знания применяются в реальных производственных условиях на площадках индустриальных партнеров. Именно такой подход с первых дней реализации проекта стал его отличительной особенностью, что полностью соответствует целям программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», частью которой является «Цифровая кафедра».
Практическая направленность курсов проявляется во всем: от включения в образовательные модули актуальных кейсов промышленных компаний до организации стажировок на ведущих предприятиях региона. Как отмечают сами студенты, решающее значение имеет возможность не просто изучить цифровые технологии по книгам и лекциям, а увидеть, как они работают на реальном производстве. Ярким подтверждением этого стал опыт Никиты Анисимова, обучающегося механико-технологического факультета, который благодаря занятиям на «Цифровой кафедре» смог сформировать для себя четкое понимание профессионального будущего.
— Я пришел на «Цифровую кафедру», чтобы подтянуть ИТ-навыки, а получил гораздо больше. Сначала думал, что будет просто дополнительная нагрузка к основной учебе, но реальность превзошла ожидания. Особенно запомнились мастер-классы от инженеров с производства — они показывали, как внедряют цифровые решения в реальные процессы. После экскурсии на предприятие я окончательно решил связать свою карьеру с этой сферой, — поделился впечатлениями Никита Анисимов, студент механико-технологического факультета, слушатель программы «Цифровое управление качеством».
Однако достижения проекта не ограничиваются текущим учебным годом. За все время реализации «Цифровой кафедры» бесплатное дополнительное образование в области ИТ-компетенций получили уже более 3500 человек. Учебные программы включают ключевые отрасли экономики: строительство, энергетику, транспорт, финансы, добывающую и обрабатывающую промышленность, а также информационно-коммуникационные технологии. Такой широкий охват направлений обеспечивает выпускникам востребованность на рынке труда и актуальность полученных знаний.
Важно подчеркнуть, что обучение на «Цифровой кафедре» органично вписывается в образовательный процесс студентов. Программы рассчитаны на 9-15 месяцев, в течение которых ребята параллельно с основной учебной нагрузкой осваивают новые дисциплины, посвящая этому от шести до восьми академических часов в неделю. Записи лекций всегда остаются в открытом доступе, что позволяет обучающимся возвращаться к материалам в удобное время и выстраивать собственную образовательную траекторию. Такой формат, сочетающий онлайн-модули с очными занятиями в аудиториях, компьютерных классах и лабораториях вуза, обеспечивает гибкость и доступность получения новых знаний.
Результатом освоения программ становится диплом о профессиональной переподготовке в сфере IT, который студенты получают по завершении основной образовательной программы в вузе. Этот документ открывает новые карьерные перспективы, что подтверждает опыт выпускников проекта. Так, Евгения Черепахина, окончившая факультет химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий, — слушательница модуля «Форсайт-цифровизация перспективных химических технологий», отмечает, что именно дополнительное образование стало для нее важным конкурентным преимуществом при трудоустройстве в АО «Сорбент».
— Цифровая кафедра — это действительно уникальный шанс для профессионального роста, который открывает двери в мир современных технологий и цифровых компетенций. Обучение здесь — это не просто формальность, а мощный инструмент для саморазвития, позволяющий не только углубить знания, но и освоить востребованные навыки, которые крайне важны в сегодняшнем быстро меняющемся мире цифровых технологий, — рассказала Евгения.
Рост интереса к проекту со стороны студентов и работодателей подтверждает его значимость для всего образовательного сообщества региона. Как отмечает руководитель «Цифровой кафедры» Пермского Политеха Ирина Герасимчук, в 2024 году проект открыл двери для студентов других вузов Перми, что стало важным этапом его развития.
— В этом году впервые к программе присоединились не только студенты ПНИПУ, но и студенты из других вузов Перми: ПГГПУ и ПГФА. Такой межвузовский формат сотрудничества усиливает интеграцию образовательной среды города, создает дополнительные возможности для профессионального роста молодежи и способствует формированию общего цифрового пространства в региональной экономике. Выпускники проекта уже третий год подряд успешно встраиваются в индустрию как специалисты, обладающие актуальными компетенциями, востребованными в цифровой экономике, — добавила Ирина Герасимчук.
Новый набор студентов на «Цифровую кафедру» стартует уже в начале следующего учебного года, и команда проекта готовит новые возможности для профессионального роста студентов. Следить за новостями можно по ссылке.